Увлечение рукоделием помогает браславчанке зарабатывать себе на жизнь

Люди
Браславчанка Ольга Лашук не является ни индивидуальным предпринимателем, ни сильным бизнесменом. Она просто ремесленник, который благодаря своему таланту и работоспособности зарабатывает себе на жизнь.
НЕЗАВИДНАЯ СУДЬБА

Ольга-инвалид с детства. Ей было всего лишь 5 лет, когда врачи поставили неутешительный диагноз: сахарный диабет сложной формы. Как раз в августе исполняется 35 лет, как женщина не прощается со шприцами с инсулином.

Сегодня в мире, включая Беларусь, много людей, больных диабетом. Благодаря развитию медицины каждый день проходит у них, как и у здоровых людей, только с определенными предостережениями и ограничениями. А 35 лет тому назад были совсем другие возможности. Мама Ольги вспоминает, что лежала с доченькой в Витебской больнице, там училась делать инсулиновые инъекции, потом каждый месяц нужно было ехать в областной центр, чтобы сдать анализы и получить лекарства. Одноразовых шприцов тогда не было, их приходилось кипятить 5 раз в день.

Тяжелую форму диабета девочка переносила сложно, не один раз была на грани жизни и смерти, но благодаря заботе родных, прежде всего, безусловно, матерей, врачей, вниманию к состоянию ее здоровья педагогов детского сада, а потом школы, собственной Праге к жизни она не умерла, как многие дети, больные диабетом, а выкарабкалась из объятий смерти и получила неполное среднее образование.

— Немного легче стало чувствовать себя только лет в 20, привыкло к нужной норме инсулина, — говорит Ольга, — но и сейчас самые первые и необходимые вещи в моей сумочке-глюкометр для контроля сахара в крови и специальная ручка-укол с инсулином.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

В восьмом классе девочка начала вязать крючком. Сначала это были воротнички для школьных платьев. Сегодня женщина говорит, что склонность рукодельничать передалась не только ей, А и матери, старшей сестре Наталье и младшей Екатерине от бабушки. В свое время она работала на хлебозаводе, а вечерами, даже ночью, вязала спицами варежки, шерстяные свитера, платки, шила вручную, так как машинки не было. Особенно получалось у нее прясть тонкую нить, и козий пух на пряжу для вязания платков женщины заказывали даже в Воронеже.

Когда Ольга закончила 9 классов, свободного времени появилось много (семья не рискнула отпускать ее с такой болезнью из дома), и она серьезно увлеклась вязанием: осваивала тонкости этого рукоделия по журналам, которые покупала еще на старом рынке, и собственной усидчивостью.

Сначала вязала крючком салфетки из обычных швейных ниток. Когда же появилась возможность купить и заказать более толстые нитки для вязания, к воротничкам и салфеткам добавились шапочки, пинетки, домашние тапочки. Но больше всего рукодельница гордится своей первой большой работой — скатертью овальной формы из стопроцентного хлопка.

Сейчас Ольга вяжет чаще всего игрушки. Эти изделия появились в ее коллекции, можно сказать, случайно. Как-то во время посещения дневного отделения для инвалидов территориального центра социального обслуживания попросили рукодельницу связать несколько игрушек. «Попробовала-получилось, — говорит женщина, — и увлеклась. Набитые халафайбером вязаные детские игрушки экологически чистые. Их можно мыть и в стиральной машине — не деформируются».

ОТ УВЛЕЧЕНИЯ ДО ПРОФЕССИИ

Свои вязаные крючком работы Ольга обычно дарила родным. Однажды приехали они и из Польши. А когда возвращались на свою Родину, втихаря оставили за вязаные подарки деньги. Тогда и подумала мастерица, что за свою работу может получать какие-то средства.

Теперь женщина ежегодно платит ремесленный сбор. Продает изделия на рынке, во время выставок, на которые ее приглашают сотрудники территориального центра и музея традиционной культуры, сельского Дома культуры в Перебродье. Начала также Ольга размещать информацию о своих вязаных работах в социальных сетях. И пошли персональные заказы из Минска, Могилева, Гродно, Москвы, Нижнего Новгорода, из Латвии, Польши и даже Америки. И процесс этот развивается. Уже сейчас рукодельница начинает готовиться к Новому году. «Перед Рождеством обычно, как говорят, иду в люди с новой зимней коллекцией, — улыбается женщина. — В ней вязаные снеговики, снежинки, елочные шары и обязательно игрушки — символы года старого и наступающего Нового».

На прощание с ремесленницей не мог не задать женщине и деликатный вопрос по поводу ее заработка. «Раньше нитки мне покупали родители, помогала и бабушка, — отвечает Ольга. — Сейчас все покупки делаю сама. Большая часть пособия по инвалидности идет на приобретение пряжи и халафайбера. А заработанного от продажи собственных изделий хватает, чтобы, скажем, не отказать себе купить современный телефон» ■

Казимир ПЕТУШКО