Электромобили: еще завтра или уже сегодня?

Главное
В марте текущего года вступил в силу Указ Президента № 92 «О стимулировании использования электромобилей». Документ предусматривает серьезные льготы для тех физических и юридических лиц, кто предпочтет пользоваться частным электрическим транспортом. Выгодны ли такие машины и с какими трудностями предстоит столкнуться их владельцам?
ЛЬГОТЫ ДЛЯ «ЭЛЕКТРОВОЗОВ»

Согласно официальной информации, на сегодняшний день в Беларуси уже насчитывается более 400 единиц электромобилей при их общем числе 3,7 млн. В Браславском районе, по словам начальника ОГАИ РОВД Виктора Лапко, таких транспортных средств пока не зарегистрировано (транспортные средства с гибридными силовыми установками в расчет не берем).

Вместе с тем расширяется сеть соответствующих зарядных станций: уже к концу следующего года их обещают 431 по всей стране. Большую часть, разумеется, в Минске и других крупных городах. Государственным оператором, осуществляющим функции по созданию и развитию данной инфраструктуры, определено РУП «ПО “Белоруснефть”».

На этом фоне прогнозируется рост спроса на электромобили. Очень весомый аргумент — нулевая ставка ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, предусмотренные Указом № 92. Однако чтобы эта норма сработала, необходимо полное соответствие транспортного средства требованиям ЕАЭС: автомобиль должен быть оборудован только электрическим двигателем либо электрическим и двигателем внутреннего сгорания, но последний при этом должен служить исключительно для зарядки батарей и не участвовать в приведении машины в движение. Кроме того, электромоторное транспортное средство должно быть предназначено только для перевозки пассажиров и иметь не более 8 мест для сидения помимо места водителя.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

А как насчет эксплуатационных особенностей электрокаров? Сервисмены утверждают, что стоимость обслуживания электрического автомобиля ниже, чем традиционного, поскольку в нем значительно меньше движущихся компонентов и сложных систем. Антифриз и тормозная жидкость, например, меняются всего один раз в четыре года. А поскольку их объемы небольшие, то и затраты минимальны. Еще одна особенность — тормозные колодки у электрокара долговечны, потому что автомобиль тормозит электродвигателем. При этом энергия, затраченная на выполнение этого действия, преобразуется в электричество и возвращается в батарею.

Решающим минусом при рассмотрении покупки электромобиля может стать его стоимость — она, как правило, заметно выше аналогичной на машины с традиционным ДВС. Однако и этот нюанс постепенно нивелируется. Эксперты отмечают, что сейчас доставка автомобиля из США (пока это основное направление) в Беларусь занимает в среднем от 1 до 3 месяцев. При этом самый массовый электрокар — Nissan Leaf 2012 – 2014 гг. выпуска — со всеми расходами «под ключ» в Минске обойдется покупателю в 7 – 8 тысяч долларов США. А вот престижная Tesla Model S примерно таких же годов выпуска с начальными батареями обойдется уже в сумму порядка $20 тысяч. На более же мощные «батарейки», а также модификации с полным или задним приводом прирост в цене будет еще более существенным.

Серьезной проблемой для большинства владельцев электрокаров может стать и поиск мест для зарядки. Нередко встает вопрос и о совместимости электрозарядных систем автомобиля с аналогичными устройствами на местных ЭЗС. Но автоэксперты уверяют, что с поиском мест для зарядки, по крайней мере, в крупных городах, у владельцев электрокаров не возникнет проблем. Даже обычная домашняя розетка на 220 вольт позволяет за ночь пополнить заряд батареи на 100 процентов. При этом стоимость такой процедуры составит всего 2 рубля из расчета на 100 километров пробега. К тому же увеличение числа электромобилей способно эффективно загрузить Белорусскую АЭС.

Обобщив, к плюсам электромобилей можно отнести их мощность, маневренность, экологичность и низкую стоимость эксплуатации. Серьезными недостатками остаются их относительно высокая цена, высокая стоимость ремонта в случае поломки или замены батареи, а также пока недостаточное количество электрозарядных станций.

РЕЗЮМЕ

Если еще 10 лет назад автомобили на батарейках были недосягаемой роскошью, то сегодня сотни электрокаров уже колесят по дорогам Беларуси.

Их продавцы отмечают, что никто из клиентов, пересевших на электрокар, не вернулся за руль автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. «А с учетом льгот, приемлемых тарифов на электроэнергию и развитием сети «быстрых» зарядных станций уже к 2025 году до 100 тыс. белорусских водителей смогут пересесть на электромобили», — считают эксперты. ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ