Численность составляет всего около 100 пар. Вместе с сотрудником национального парка посетили место гнездования орлана-белохвоста

Отдых
Сотрудники научного отдела Национального парка «Браславские озера» занимаются изучением и оценкой современного состояния экосистем, сохранением биологического разнообразия и инвентаризацией редких видов флоры и фауны. В одну из поездок по мониторингу животных и растений, находящихся под охраной на территории парка, пригласили и корреспондента «Браславской звезды».

Вместе с научным сотрудником Иваном Тесюлем мы отправляемся на поиски вида, редкого не только для нашей местности, но и в целом для территории нашей страны, — орлана-белохвоста, который занесен в Красную книгу Беларуси. Это самая крупная птица из обитающих в нашей стране по размаху крыльев — до 2,5 метра! Вес взрослой особи около 7 килограмм, в сезон они выводят только 1 – 2 птенцов.

— Знаете ли вы, что на территории республики численность орлана составляет всего около 100 пар? У нас в районе только одно место гнездования, взятое под охрану с 2013 года. Мы периодически проверяем его, отмечаем следы присутствия птицы. Но работники лесной охраны сообщают нам еще о нескольких встречающихся особях, места гнездования которых мы пока определяем.

Сейчас мы едем смотреть, обитаемо ли известное нам гнездо, — по дороге рассказывает И. Тесюль. — В целом же в пределах мест гнездования орлана в радиусе 200 метров от гнезда запрещается проводить все виды рубок, мелиорацию земель, а в период с 1 февраля по 15 июля запрещается осуществлять хозяйственную деятельность, приводящую к беспокойству птиц, гибели кладок, также охоту, посещение людьми.

Оставив машину на дороге, отправляемся в лес. С собой — карта с нанесенными метками о гнездовании, бинокль, навигатор, фотоаппарат, телефон. Иван отмечает, что порой приходится проводить в лесу целый день, поэтому следует экипироваться по полной. Минут 20 по лесной чаще — и мы оказываемся на берегу болота. Научный сотрудник начинает внимательно осматривать местность и деревья, растущие достаточно плотно. Наконец на одном из них замечаем внушительных размеров гнездо. Но есть ли в нем жильцы? Если бы там находились птенцы, которые выводятся к концу мая, то мы бы увидели орлана-родителя, который явно кружил бы над нами и издавал специфический крик беспокойства. Однако всё тихо. Аккуратно подходим ближе к дереву и наблюдаем перья и результат жизнедеятельности птиц. По этим признакам можно делать вывод, что орлан всё-таки не сменил свою «прописку». И. Тесюль делает пометку у себя в документах, и мы отправляемся обратно. Теперь очередная проверка будет весной следующего года (ввиду немногочисленности исследуемого вида орланы-белохвосты обследуются ежегодно).

На обратном пути мы заезжаем еще в несколько мест, чтобы проверить наличие редкого вида уже флоры, а именно популяции ветреницы лесной.

— Сейчас я хочу посмотреть сохранность ветреницы и оценить факторы угрозы охраняемому виду, — говорит И. Тесюль. — Кстати, нам периодически поступают сигналы о возможных местах произрастания редких растений. Мы выезжаем, проверяем, и если факт подтверждается, то собираем необходимые документы, передаем их в районную инспекцию охраны природных ресурсов и окружающей среды, а затем учреждение, как землепользователь, берет растения под охрану. Не удивляйтесь, но местами их считаем в прямом смысле по экземпляру.

Сделав соответствующие пометки в блокноте, отправляемся обратно в город, проведя практически половину рабочего дня в лесу. В камеральных условиях научному сотруднику предстоит еще должным образом оформить материалы поездки, но результат рейда уже точно дополнит научные исследования «Мониторинг состояния природных компонентов и биологического разнообразия» и «Изучение современного состояния и прогноз естественного развития природных экосистем Национального парка «Браславские озера»». ■

Елена НАБЕЕВА