Льготные пенсии: основания, механизм начисления. Поясняет специалист

Власть и общество
Льготные пенсии назначаются лицам, которые в течение своей трудовой деятельности были заняты на работах в неблагоприятных (особых) условиях труда.

К ним, в частности, относятся мужчины — трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства; женщины — операторы животноводческих и свиноводческих комплексов и механизированных ферм, а также операторы машинного доения; отдельные категории медицинских и педагогических работников (ст. 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» от 5.01.2008).

При наличии у данной категории работников полного льготного стажа работы в особых условиях труда они могут претендовать на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста по нескольким основаниям: по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 № 1596-XII (ст. 12, 13, 15, 47 – 49, 49-2) — на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет; по Закону о профессиональном пенсионном страховании (ст. 11) — на досрочную профессиональную пенсию.

На какую из них может рассчитывать работник, будет зависеть от периода, в котором был накоплен льготный стаж. Дело в том, что начиная с 1 января 2009 года (с момента вступления в силу Закона о профессиональном пенсионном страховании) льготный стаж делится на 2 периода: специальный — сформированный до 1 января 2009 года и профессиональный — сформированный после 1 января 2009 года.

Указом № 15 от 17 января 2020 года «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» определено, что при наличии до 1 января 2009 года специального стажа работы, составляющего не менее половины от полного льготного стажа работы с особыми условиями труда, назначается трудовая пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, при этом в качестве недостающего льготного стажа работы засчитывается соответствующий профессиональный стаж работы, сформированный у работника в рамках действия Закона о профессиональном пенсионном страховании (после 1 января 2009 года).

Приведем несколько примеров:

– для мужчины, работающего трактористом-машинистом сельскохозяйственного производства, или для женщины, работающей оператором животноводческого или свиноводческого комплекса, или механизированной фермы, или оператором машинного доения, законодательством предусмотрена трудовая пенсия за работу с особыми условиями труда на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста — при условии наличия полного льготного стажа в количестве не менее 20 лет, большая часть из которого (не менее 10 лет) должна приходиться на период до 1 января 2009 года;

– для педагогических и медицинских работников законодательством предусмотрена трудовая пенсия за выслугу лет на 5 лет раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста — при условии наличия полного льготного стажа в количестве не менее 30 лет для мужчин и не менее 25 лет для женщин, большая часть из которого (не менее 15 и 12,5 лет соответственно) должна приходиться на период до 1 января 2009 года.

При отсутствии права на трудовую пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, когда специальный стаж работы отсутствует или составляет меньше половины от полного льготного стажа, а вся его часть или его большая часть приходится на период профессионального стажа, сформированного после 1 января 2009 года, работник может претендовать на досрочную профессиональную пенсию. Она назначается районным отделом Фонда социальной защиты населения по месту жительства гражданина. Источником ее выплаты являются пенсионные сбережения, сформированные за счет перечисленных нанимателем в органы фонда взносов на профессиональное пенсионное страхование. Размер такой пенсии исчисляется путем деления суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица, на число месяцев досрочного пенсионного периода. Выплата досрочной профессиональной пенсии в период занятости работника на рабочих местах с особыми условиями труда не производится. Следует отметить, что законодательством предусмотрено также право выбора работником способа компенсации за работу во вредных условиях труда — ежемесячное получение доплаты к заработной плате вместо формирования профессионального стажа. Размер доплаты определяется работодателем, но не должен быть меньше суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, причитающихся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Следует понимать, что в период получения доплат накопление профессионального стажа прекращается.

В случае, если за работника производилась уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование и он не воспользовался правом на назначение трудовой пенсии за работу с особыми условиями труда либо за выслугу лет или досрочной профессиональной пенсии, а также не получал ежемесячных доплат, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста ему может быть назначена дополнительная профессиональная пенсия. Она назначается в дополнение к трудовой пенсии по возрасту и выплачивается в качестве компенсации вреда, полученного работником в период выполнения работ в неблагоприятных условиях труда. Ее ежемесячный размер составляет бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего в месяце, за который осуществляется выплата (в июле — 246,78 рублей). Период выплаты дополнительной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы пенсионных сбережений, имеющихся на профессиональной части лицевого счета работника на день обращения в орган фонда.

Получить информацию о состоянии профессиональной части лицевого счета можно в районном отделе фонда по месту жительства. ■

Зоя КАРПИЦКАЯ, старший инспектор Браславского районного отдела Витебского областного управления Фонда социальной защиты населения.