Покупки онлайн: браславчане в тренде

Экономика и финансы
 Даже те, кто никогда не делал покупки в интернет-магазинах, наверняка слышали о такой возможности. Между тем онлайн-торговля — быстро растущая сфера экономики во всем мире. Мы попытались разобраться, что покупают, не выходя из дома, белорусы (а вместе с ними и браславчане) и сколько денег они на это тратят.

Действительно, делая покупки в сети, нельзя не отметить очевидные плюсы этого процесса: экономию времени, возможность тщательного сравнения и выбора, отсутствие очередей, назойливых продавцов и временных ограничений, доставку практически из любой точки земного шара и т.д. К минусам же можно отнести невозможность примерить, скажем, одежду или обувь до оплаты, непростую процедуру возврата, недобросовестность продавцов, необходимость ожидания и другое.

На этом фоне интернет-продажи интенсивно набирают обороты, причем наиболее высокими темпами — в сфере торговли одеждой и электроникой. В тренде также красота, фитнес и здоровый образ жизни. Это мировые тенденции. А как обстоят дела в нашей стране?

Изучение профильных источников недвусмысленно дает понять: в интернете покупает уже половина белорусов. В 2019 году почти 50 % населения нашей страны (4,7 млн человек) с помощью глобальной сети совершили хотя бы одну покупку.

По оценке крупнейшего в Байнете маркетплейса Deal.by, за последний год онлайн-продажи в белорусских интернет-магазинах выросли на 24 % — до 1,681 млрд руб. При этом их доля в розничном товарообороте страны составляет порядка 4 %.

Эксперты отмечают и еще одну особенность белорусского онлайн-рынка: при общем увеличении количества заказов средний платеж по чеку уменьшается. По 2019 году, например, «средний чек» зафиксирован на уровне 127 рублей, тогда как годом ранее — 141.

У белорусских онлайн-продавцов чаще всего покупают товары для дома и сада, технику и электронику, товары для детей и товары для красоты и здоровья. Самые высокие темпы по росту числа заказов — порядка 25-30 % — демонстрируют продукты питания и автозапчасти.

Анализ ситуации показывает, что больше половины заказов покупатели забирают сами. Самый популярный способ доставки из интернет-магазинов — курьером «до двери». На сайтах оплачивают меньше четверти покупок, остальное — при получении.

Если расширить географию, то окажется, что две трети белорусских покупателей (67 %) выбирают и отечественные, и зарубежные интернет-магазины, 24 % покупают только в белорусских интернет-магазинах, 9 % — только в зарубежных. Средний чек на одну покупку в белорусском интернет-магазине больше, чем в зарубежном, почти втрое.

Из зарубежных направлений в сфере онлайн-покупок самыми популярными для нас остаются китайские площадки, в которых «шопятся» 98 % белорусов, совершающих свои покупки за рубежом. Чаще всего в Китае мы заказываем технику и электронику (27 %), одежду, обувь и аксессуары (26 %), косметику и парфюмерию (13 %), товары для детей (10 %), автотовары (8 %). Главная причина, по которой белорусы выбирают иностранные интернет-магазины — цена. Это отмечают 83 % интернет-покупателей.

Проведенный «Браславской звездой опрос» подтверждает общие тенденции: жители нашего района также активно совершают покупки в интернете. Причем 7 % респондентов указали, что это делают это весьма часто — как минимум еженедельно. Тридцать два процента опрошенных обращаются к услугам онлайн-магазинов ежемесячно, 10 % — раз в год и реже. Большинство же участников опроса (37 %) заявили, что покупают в сети несколько раз в год. Не пользуются услугами интернет-магазинов 14 % опрошенных браславчан. ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ