На дне озера Снуды покоится самолет?

Вялікай Перамозе - 76 Главное
Те, кто вырос на Браславщине, наверняка слышали не одну легенду о самолете, якобы упавшем во время Великой Отечественной войны в озеро. Такая информация десятилетиями передается из уст в уста и из поколения в поколение, а каждый «уважающий себя» водоем просто обязан иметь в своем арсенале похожую историю.

Тем не менее дыма без огня, как говорится, не бывает. Краеведы подтвердят, что во второй половине войны, когда фронт уверенно двигался на запад, на территории современного Браславского и близлежащих районов базировался не один полевой аэродром, а в небе над нашим и соседними регионами активно шли воздушные бои.

Есть и люди, которым «бабушка рассказывала», как «вон в ту сторону» шел на снижение подбитый самолет, «вроде как наш». Однако в этом деле слишком много тонкостей. Зачастую глазомер неподготовленного человека способен буквально поставить в тупик опытных специалистов, да и стремление выдать желаемое за действительное с наложением эффекта «глухого телефона» сводит на нет любые попытки подтвердить или опровергнуть события более чем 75-летней давности.

Впрочем, у медали есть и обратная сторона — документально подтвержденные факты. Хранятся таковые и в наших, и в немецких архивах. Но и там всё относительно: «летчик не вернулся с боевого задания» — гласит запись в донесении о безвозвратных потерях, «захоронен в такомто населенном пункте» — подтверждают списки погибших. Вместе с тем расстояния могут исчисляться десятками, если не сотнями километров. Да и упавший самолет в непростые времена зачастую становился источником дефицитного материала для местных жителей — отсюда и надежда, что покоящаяся на дне озера боевая машина более или менее уцелела.

Руководствуясь такой логикой, в редакцию «Браславской звезды» обратился браславчанин Виктор Побяржин, увлекающийся поисковой работой. Судя по собранным им данным, в июле 1944 года в ходе Шауляйской наступательной операции войска первого Прибалтийского фронта вели тяжелые бои, в том числе на территории Браславского района. В составе экипажа одного из небезызвестных штурмовиков «Ил-2», прикрывавших в то время действия наземных войск между Даугавпилсом и Силене, в качестве стрелка воевал уроженец Минской области Федор Грудинко.

В неравном бою с истребителями «люфтваффе» самолет старшины Грудинко был подбит. Летчик Хасан Кудашев сумел покинуть горящую машину, стрелок же по какой-то причине — нет. В донесении о безвозвратных потерях он числится как не вернувшийся с боевого задания.

По данным исследователей, воздушную победу над экипажем «Ил-2» на свой счет записал лейтенант Люфтваффе Георг Хэйляйн, указав топографический квадрат места падения самолета юго-западнее Друи. Судя по системе современных координат, это чуть восточнее острова Липовец, что на озере Снуды.

Сбитая боевая машина, возможно, и по сей день покоится на дне. Если вы располагаете какой-нибудь информацией об этом, просьба связаться с Виктором Побяржиным. Его координаты есть в редакции. ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ