Учитель биологии Лилия Кугно стала победителем районного этапа конкурса «Учитель года»

Люди Новости
Когда директор Браславской гимназии Людмила Каптур говорит об учителях учреждения, сразу замечаешь, как руководитель гордится своими коллегами и их достижениями. А таковых у здешних педагогов немало. Выражаются они как в успехах учащихся, так и самих преподавателей, которые участвуют в интересных проектах, внедряют в образовательный процесс новации, постоянно совершенствуются профессионально. Всё это в полной мере относится и к учителю биологии Лилии Кугно.
ВЫБОР БЫЛ ОЧЕВИДЕН

Педагогика занимает в жизни Лилии Кугно особое место. И это не удивительно: еще будучи школьницей, она хотела быть учителем или врачом — отсюда повышенное внимание к биологии. Да и в семье было с кого брать пример: бабушка преподавала историю, мама — воспитатель в детском саду, поэтому выбор был достаточно очевиден. И даже высокий проходной бал на биологохимическом факультете Липецкого института не стал помехой на пути к осуществлению мечты.

Есть у Л. Кугно и второе образование — по специальности «музееведение», которой она посвятила около 10 лет: заведовала отделом природы в Липецком музее. Этот опыт теперь помогает при проведении уроков-экскурсий и работе в инновационных программах.

Еще в студенческие годы Лилия Николаевна прочитала книгу «Педагогика как любовь», написанную ее преподавателем, — о взаимодействии учителя и ученика. Она много почерпнула для себя из нее, и до сих пор главное правило педагога — сотрудничать с детьми, а также с коллегами, с которыми Л. Кугно делится опытом на различных семинарах, конкурсах и конференциях.

Обладая какой-то неиссякаемой энергией, Лилия Николаевна при таком объеме работы находит время и на другие интересы: например, она любит готовить и выкладывает в соцсетях фото готовых блюд (к слову, выглядят впечатляюще), увлекается чтением и очень сожалеет, что в Браславе теперь нет книжного магазина. Сама же Лилия Кугно объясняет свои достижения просто:

— В гимназии меня окружают творческие люди — и хочется им соответствовать.

СФЕРА ИНТЕРЕСОВ

Работа педагога чаще всего ассоциируется с уроками и воспитательными мероприятиями. Но сферу интересов Лилии Николаевны сложно назвать обычной: она не только проводит занятия, но и уже около 8 лет координирует программу «Энергия среды обитания», участвует в проекте по внедрению системы экологического менеджмента и помогает воплощать в жизнь новые формы организации работы. «ЭКОБУМ», «ЭкоБрас» — их названия сами говорят о направлении деятельности. Кстати, оно у Л. Кугно далеко не одно: здесь и урочная работа (а еще вдобавок факультативы, кружок и объединение по интересам экологической направленности); и внеклассная — научно-исследовательские изыскания, организация образовательных лагерей; а также социально-значимая, в рамках которой реализуются детско-взрослые инициативы, развивается региональный ресурсный центр (в гимназии его называют «Экология без барьеров»).

Когда дети и взрослые вместе работают над проектами, видят плоды своих усилий — это дает результат и в обучении, и в воспитании. Например, Лилия Николаевна на протяжении нескольких лет руководит профильным экологическим лагерем, модель которого заняла 1-е место на республиканском конкурсе «Сделай лето ярче». В течение девяти дней на природе в нем формируются команды детей, которые затем вливаются в полезные инициативы.

НОВЫЙ ОПЫТ

Внушительный список педагогических достижений Лилии Николаевны недавно пополнился еще одним: она стала победителем районного этапа конкурса «Учитель года».

— Это большое доверие со стороны руководства — представлять учреждение в таком значимом конкурсе, — говорит Лилия Кугно. — Я всё время ощущала поддержку: мне помогали и учителя, у которых уже был подобный опыт, в том числе на областном и республиканском уровнях, и администрация. Ведь нужно было оформить материалы, самопрезентацию, видеоуроки, а кроме содержания, важна и эстетика подачи. Коллеги корректировали мои идеи и делились собственными, чтобы я хорошо выступила. Очень им за это благодарна.

Помогали, конечно же, и дети — гимназисты, участвовавшие в съемках, и учащиеся СШ №, 2 отзывчивые и работоспособные, у которых Л. Кугно проводила урок. Не обошлось и без экологической темы: на конкурсе педагог представляла мастер-класс «Экопроект в кармане».

Районное жюри высоко оценило работу Лилии Николаевны: она прошла на областной этап, который перенесен на более поздний срок в связи с эпидемиологической ситуацией и будет дистанционным. На сегодняшний день на сайте Витебского областного института развития образования можно ознакомиться с результатами 1 (заочного) тура: в рейтинге участников браславский учитель на 2-м месте, причем разница с 1-м составляет меньше одного балла. ■

Жанна БЕЛЬКО