Браславской гимназии — 25 лет. Интервью с директором Людмилой Каптур

Актуальное
В этом году исполняется 25 лет с момента открытия в Браславе гимназии как инновационного учреждения образования для наиболее талантливых и одаренных учащихся. Переняв лучшие педагогические традиции региона, учительский коллектив облек их в современные формы, наполнил новым содержанием и выработал собственные подходы к организации образовательного процесса. Отличительная черта педагогов Браславской гимназии — стремление не только учить, но и делиться опытом и знаниями. Об особой атмосфере этого учреждения и его вкладе в образовательную систему района — в интервью с директором Людмилой Каптур.
— Людмила Ивановна, расскажите, пожалуйста, какими лучшими образцами педагогической практики гимназия, имея уже четвертьвековой опыт, готова поделиться с коллегами своего региона?

— Хочу заметить, что Браславская гимназия буквально с первого дня своего существования стала образовательной площадкой для педагогов как нашего района, так и других регионов области и республики. Заложенная некогда первым директором гимназии Константином Величковичем традиция привлечения профессорско-преподавательского состава Академии последипломного образования г. Минска к методическому просвещению учителей и сегодня имеет свои положительные результаты, которые мы видим в итогах конкурсов профессионального мастерства педагогических работников различных уровней, таких, например, как «Учитель года Республики Беларусь». На сегодняшний момент в гимназии 11 призеров районного этапа данного конкурса разных лет, 12 призеров областного и 1 — республиканского уровня. В Браславском районе работают два учителяметодиста, и мы горды тем, что это именно наши педагоги. Кроме того, за время существования гимназии четыре ее педагога были награждены нагрудным знаком «Отличник образования Республики Беларусь», один учитель был удостоен звания «Человек года Витебщины», а еще двое — «Человек года Браславщины».

— А что еще гимназия привнесла в районную образовательную копилку?

— Мы первыми в районе занялись учебно-исследовательской работой и свои достижения в этой области активно представляли на научно-практических конференциях в Лицее БГУ. А когда «зарождалась» районная НПК, охотно делились опытом с коллегами.

Большое внимание в нашем учреждении уделяется качеству образования в контексте современных требований к уроку. И сегодня я с гордостью могу сказать, что педагоги Браславской гимназии Майя Доронина, Дмитрий Мацкевич, Ольга Лукша, Лилия Кугно, Валентина Жилевич, Аксана Сивко транслируют свой опыт на курсах повышения квалификации для учителей нашей страны. Кроме того, мы активно развиваем международное сотрудничество в сфере образования и имеем множество возможностей заявить о себе на мировых образовательных площадках. В разные периоды наши «десанты» учащихся и учителей принимали участие в образовательных поездках, где перенимали и передавали опыт, в таких странах, как Швеция, Германия, Турция, Нидерланды, США, Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Россия, Казахстан. В нынешнем учебном году делегация гимназии побывала в школе № 1 г. Легионово (Польша). А учитель английского языка Майя Доронина, выиграв грант по программе Фулбрайта, на протяжении первой четверти работала в университетах штата Невада (США). Одним из долгосрочных эффектов такого взаимодействия стали образовательные семинары американских преподавателей для наших учащихся и педагогов.

— Людмила Ивановна, гимназическому сообществу действительно удалось воплотить в жизнь много интересных проектов. В чем секрет успеха?

— Браславская гимназия не первый год привлекает гранты на реализацию образовательных и социальных проектов. Инициатором и вдохновителем этого процесса была тогдашний директор гимназии Наталья Андрюк. Благодаря такой деятельности и по итогам участия в белорусско-немецком проекте с 2011 года мы стали Республиканским ресурсным центром комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития трансграничных территорий. Свой опыт в дальнейшем активно использовали при создании таких же центров по экологическому просвещению, работе с одареными учащимися, развитию детсковзрослых инициатив, которые сегодня носят статус районных.

Ну и, конечно же, успешная работа — результат усилий учительского коллектива, который состоит из настоящих профессионалов и творчески мыслящих педагогов.

— Известно, что ранее в гимназии были «спаренные» уроки, сроки каникул не совпадали с делением на четверти, что привлекало учащихся и их родителей. А как теперь организован образовательный процесс, есть ли какие-то отличия от других школ?

— Да, такие отличия есть. На старшей ступени мы организуем обучение по мультипрофильной модели. Это значит, что каждый гимназист может выбрать для более глубокого изучения два-три любых предмета. Как и ранее, на повышенном уровне учащиеся занимаются иностранными языками с 5 класса. А еще мы делаем упор на квалификацию педагогов, которые способны к эффективному урокотворчеству. Как результат — лидирующие позиции гимназии по итогам ЦТ (баллы выше средних по району и области по многим предметам) и успешное поступление выпускников в ведущие вузы страны (ежегодно — около 80 %).

У нас развито лидерское молодежное движение, волонтерская работа, о которых не раз писали на страницах «Браславской звезды». Мы выпускаем журнал «Магистр», имеем свое телевидение «ОКО-ТВ», организовали клуб для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями «Академия ГОЛД», начали работу по бизнес-обучению и созданию модели школьной бизнес-компании.

— Благодарю за интересный разговор и желаю гимназии процветания и развития. ■
Жанна БЕЛЬКО