Высшее образование или рабочая специальность? Мнения браславчан разделились

Новости
Ежегодно студентами вузов становятся около 50 % выпускников школ Браславщины, абитуриентов же, естественно, еще больше. А вот в профессионально-технические учреждения за получением рабочей специальности идут чуть более 20 % выпускников базового и среднего образования. Что же лучше: диплом юриста, медика, педагога, экономиста или же профессия строителя, водителя, парикмахера, токаря?..

УЧИТЬСЯ НУЖНО ВСЮ ЖИЗНЬ

Алеся АДАХОВСКАЯ, ученица выпускного класса гимназии:

— То, что выпускники средней школы стремятся продолжить свое образование в вузе, является вполне естественным и закономерным желанием современной молодежи. «Вышка» престижна хотя бы потому, что во время приема почти на любую работу человек с дипломом пользуется преимуществом. Практически все успешные люди имеют высшее образование. У дипломированного специалиста гораздо больше шансов найти себя в большом городе, где, как известно, перспективы и возможности намного шире, чем в районном центре, а тем более в деревне.

Также все прекрасно понимают, что существует множество профессий, где без высшего образования вообще работать немыслимо. К тому же в любом вузе студенты изучают общеобразовательные предметы, которые способствуют расширению кругозора, всестороннему развитию личности.

А карьерный рост? Какие, скажем, перспективы у таксиста или водителя автобуса? Как крутил свою баранку, так и будет крутить всю жизнь. В лучшем случае через много лет безупречной работы получит звание «Почетный транспортник». У дипломированного же специалиста всегда есть шанс проявить себя и подняться на ступеньку выше по служебной лестнице. Правда, на мой взгляд, в стремлении получить заветный диплом молодым людям нужно всё-таки в первую очередь соизмерять свои силы и возможности, а также учитывать ситуацию на рынке труда. Если, к примеру, сегодня у нас в стране избыток экономистов или юристов, то поступать на эти специальности можно лишь в полной уверенности, что ты будешь лучшим из лучших специалистов, а значит, востребованным.

Лично я, можно сказать, с первого класса мечтала быть врачом. Птичек травмированных выхаживала, а дедушка, который часто болеет, говорил: «Вот вырастешь, Алеся, станешь врачом и меня вылечишь». Уверена, что врач без работы никогда не останется, и я к своей мечте иду целеустремленно.

На уроках больше всего уделяю внимания, конечно же, химии, биологии и белорусскому языку. По субботам посещаю платные кружки в гимназии и дома при первой возможности обязательно решаю тесты. В прошлом году мы были на экскурсии в Витебском медуниверситете, и свои надежды стать профессиональным врачом связываю именно с этим образовательным учреждением. Хочу быть хирургом или анестезиологом-реаниматологом, чтобы активно помогать людям в действительно сложных ситуациях в их жизни. А для этого и с дипломом в руках нельзя стоять на месте, нужно учиться всю свою жизнь, чтобы не отстать от современных технологий, где бы ты ни работал — в небольшом городке или же столичном центре.

КАРЬЕРА НЕ ГАРАНТИРУЕТ СЧАСТЬЕ

Дмитрий МАРКУШОНОК, строитель:

— У меня обыкновенная судьба обычного рабочего человека. Вырос здесь, на Браславщине, Опсовскую школу окончил, затем перед армией в Видзовском училище получил права водителя и тракториста. На службе, правда, они не пригодились. Опыт простого деревенского парня больше помог на строительных работах. В армии, как говорится, и руку набил плотничать, шпаклевать, красить и облицовывать стены. Может, потому, когда сменил военную форму на гражданскую одежду, и пришел в строительную организацию, хотя и других вариантов трудоустройства было немало. Но вот большой город не привлекал никогда. И что в нем, допустим, после работы делать? Не зря же, к примеру, летом на браславской земле мы видим потоки машин с минскими номерами: здесь люди находят душевный покой, кто с удочкой в руках, кто у костра или мангала, а кто просто на лоне замечательной природы.

К тому же я 23 января вернулся из армии, а уже 23 февраля женился на местной девушке, которая дождалась солдата срочной службы: первая любовь оказалась прочной. Сегодня мы растим с ней уже двух сынишек, один из которых еще садовского возраста.

В рабочие дни мы обычно вместе с женой едем на своем автомобиле из Опсы в Браслав: я — в ПМК-42, она — в ЦРБ, где работает медсестрой. Нашу семью вполне устраивает, что я простой строитель. По дому могу выполнить всё сам, не нужно ломать голову, что кого-то необходимо нанимать. Что зарабатываю, скажем так, на жизнь хватает. Понятие достатка ведь у каждого свое, у него вообще границ не существует. Но и с мешком денег, образно говоря, совсем не значит, что ты будешь счастлив. Богатые, как известно, тоже плачут. Кстати, наличие диплома о высшем образовании вовсе не гарантирует зарплату выше, чем у рабочего. Знаю немало таких дипломированных специалистов, которые работают не по своему профилю, а совсем в иных сферах, в том числе и на стройке. Многие из них получили документ о «вышке» на платной основе. Резонно бы в данном случае спросить: зачем же их родители тратили на образование столько денег?

Еще говорят, что у людей с рабочей специальностью нет никаких перспектив карьерного роста. Может быть, и так. Но не все к этому и стремятся. Часто бывает, что карьера не добавляет счастья, наоборот, сверхзанятость отдаляет человека от родных, дома. Мы же в своей семье живем очень дружно, и это, пожалуй, самое главное. Вряд ли я когда-нибудь буду настаивать, чтобы мои сыновья обязательно готовились поступать в вуз, пугать их тем, что если не будут хорошо учиться, то пойдут мерзнуть на стройку. Гораздо важнее, чтобы они заранее определились, что им нравится и что смогут делать в своей жизни. А для меня строитель — это важная, востребованная и нужная людям профессия, а потому и почетная.

Фото Казимира ПЕТУШКО.