Один день из жизни участкового инспектора милиции: романтики маловато…

Новости
Когда в местном отделе внутренних дел мне доводилось встречаться с Анатолием Умпировичем, то всегда невольно мелькала одна и та же мысль: другой профессии для такого человека и не найти. Высокий, статный, эдакий Дядя Степа из стихотворения Михалкова, кем он еще может быть, как не милиционером, который и совет даст, и на помощь в трудную минуту придет, а если надо, то и котенка с дерева снимет протянутой рукой.

И хоть не сразу, но судьба всё-таки свела Анатолия со службой в органах, где уже 5 лет он работает участковым милиционером. Последних два года его участок — половина Видзовского сельсовета: от автозаправочной станции на въезде в горпоселок до Богино с одной стороны и до границы Шарковщинского района — с другой. В Видзы мы и направились, чтобы поближе познакомиться и с инспектором, и с профессией, овеянной в кинофильмах романтикой и приключениями.

Начинается рабочий день участкового в отделе. Освидетельствование, вооружение, инструктаж — это ежедневные и уже привычные процедуры. После чего работа с документами, во время которой инспектор тщательно изучает дела, анализирует правонарушения, параллельно выстраивая стратегию профилактики. Кабинетный труд хоть и рутинная часть службы участкового, но необходимая. И только после подобного планирования милиционер отправляется на свой административный участок. В случае Анатолия Умпировича это ни много ни мало порядка 40 км езды на служебной машине. Зона обслуживания у него, кстати, одна из самых дальних в районе. Но зато по дороге можно еще раз обдумать дела и наметить план действий. Что ж, пока, на самом деле, романтики маловато.

Кроме того, что участок у Анатолия отдаленный, он еще и обширный по охвату населения — 3 000 человек (в среднем по нашему району на участкового приходится 1 500). Милиционер не сетует, говорит, что такое количество вполне по силам для старшего участкового.

Еще одна и, пожалуй, главная составляющая в работе инспектора — общение с людьми. Поэтому в Видзах в день нашего приезда А. Умпирович не задерживается, а отправляется в Козяны, недавно перешедшие в его участок. И если во вверенных ему населенных пунктах участковый уже хорошо ориентируется, то на новом месте, объясняет, еще знакомится с людьми, изучает, так сказать, обстановку. Признается, что делать это трудновато: сам он браславский, а здесь, казалось бы, всего за десятки километров от райцентра, менталитет у сельчан иной. Встречают участкового по-разному: далеко не все рады видеть на пороге своего дома милиционера. Вот бабушка с опаской открывает дверь и спрашивает: «Чего приехал, что случилось?» Инспектору приходится объяснять, мол, обходит домовладения, записывает данные, дает свои координаты, чтобы люди в случае чего обращались. Так Анатолий посещает с десяток домов, для себя примечает, что живут здесь в основном пенсионеры, молодежи совсем нет. Отработка домовладений — тоже обычная и не совсем романтическая ежедневная работа: 5 в день — норма, больше — только лучше.

Правда, есть на участке сельчане, готовые помочь участковому в его нелегком деле. Такие подскажут, и за какой семьей приглядеть нужно, и какого человека на контроль взять. Часто именно соседи или бабушки на скамеечке проясняют суть проблем, главными из которых по-прежнему остаются злоупотребление алкоголем, семейно-бытовые конфликты, мелкие хулиганства и хищения. Поэтому частый гость А. Умпирович у так называемых неблагонадежных граждан: выпивох, ранее судимых, скандалистов и завсегдатаев заседаний ОПОП. Они-то к порядку уже привыкли, и визитом человека в погонах их не напугаешь.

Словом, к каждой категории у участкового свой подход и методы воздействия тоже индивидуальные. Например, прибывая на семейный скандал, приходится проявлять качества психолога, но при этом не терять объективности. Есть и такие «подопечные», которые всё-таки взялись за ум, но участковый подчеркивает, что меняются люди редко и бдительности терять не стоит.

Не обходится без мониторинга предприятий АПК. Милиционер обязан выявлять правонарушения и недостатки и в этой сфере. Благо, говорит А. Умпирович, хозяйство на его участке не из последних и даже обязанные лица здесь регулярно ходят на работу, гасят задолженность и особых хлопот не доставляют.

— Честно сказать, — откровенничает Анатолий, — один в поле не воин. Держать обстановку под контролем, конечно же, помогают руководители сельсовета и сельхозпредприятия. А по-хорошему неплохо бы иметь компаньона: в связке работать и легче, и эффективнее, помощь опять-таки можно оказать куда своевременнее. Убежден, что участковый должен знать буквально всё, разбираться в людях, думать наперед и профилактировать ситуацию. Если он этого не делает — его работа, считай, бессмысленна.

Так проходят будни участкового инспектора, причем рабочий день с приходом вечера заканчивается далеко не всегда: есть и ночные дежурства, и вызовы, в общем, действовать приходится по обстановке. Домашние к такому графику уже привыкли, хотя иногда и обижаются на задержки главы семейства. Да и переживаний хватает: работа всё-таки опасная. Несмотря ни на что, и даже на отсутствие киношной романтики, Анатолий Умпирович на прощание с нами сказал, что на данный момент свою профессию не променяет ни на какую другую. ■

Вера БУЛАНОВА.

Фото автора.