«Мы такие разные и такие похожие». Рассказ браславчанки, которая два месяца провела в США

Актуальное Международное сотрудничество
Знание иностранного языка дает нам больше возможностей для развития, профессионального роста, общения и путешествий. В этом еще раз основательно убедилась, пообщавшись с учителем гимназии Майей Дорониной, которая почти два месяца благодаря американской программе Fulbright TEA повышала свой педагогический уровень в США.

Эта программа рассчитана на учителей средних школ всех стран мира, и ее цель — содействовать взаимопониманию между педагогами, их школами и сообществами в США и за рубежом, делиться лучшими образовательными практиками и расширять опыт, повышать уровень преподавания своего предмета.

СЧАСТЛИВЫЙ ЗВОНОК

Чтобы стать участницей этого проекта, М. Дорониной пришлось пройти серьезный отбор среди многочисленных кандидатов. В посольство США в Республике Беларусь браславчанка выслала свои разработки уроков и различных мероприятий, написала множество эссе на педагогическую тему, сдала международный экзамен TOEFL на знание английского языка. После чего терпеливо ждала результатов комиссии из Вашингтона.

— Звонок из посольства США с одобрением моей кандидатуры вызвал шквал радостных эмоций и волнения, — рассказывает М. Доронина. — Когда чувства немного улеглись, начала усиленно готовиться: разрабатывала различные презентации, уроки и мероприятия.

Так с группой 20 педагогов из 19 стран со всех континентов браславчанка прибыла в США (штат Невада).

УЧИТЬСЯ САМОМУ, ЧТОБЫ УЧИТЬ ДРУГИХ

Программа Fulbright TEA довольно разноплановая, но в основном направлена на обучение самих педагогов. Поэтому участники проекта в первую очередь обучались в университете Невада г. Рино (UNR). Занятия проводили преподаватели этого учебного заведения, и длились они с 9 до 17 часов три дня в неделю.

— Учились мы по трем направлениям: методика преподавания английского языка, педагогика и информационные технологии, — продолжает М. Доронина. — Все занятия проводились в интерактивной форме. В обязательном порядке задавали домашнее задание. А по окончании программы мы предоставили отчет-презентацию о том, чему научились.

Безусловно, такой напряженный график дисциплинировал и стимулировал всех участников запомнить как можно больше и успешно освоить учебный материал.

В итоговой работе М. Доронина совместно с коллегами из Таиланда и Турции представила презентацию технологии драматизации историй, которую можно использовать на уроках по развитию навыков чтения и устной речи. Как утверждает собеседница, этот метод помогает превратить монотонный урок в спектакль, созданный самими учениками.

Плодотворными были занятия и по компьютерным технологиям, где участники проекта узнали о существовании огромного количества новейших информационных ресурсов.

Новые знания подтолкнули браславского педагога начать в США работу над собственным проектом «Книга Мира». По задумке автора, она будет состоять из двух частей: воспоминаний выпускников гимназии и англоговорящих гостей нашего района о Браславщине и видеорассказов участников программы из 19 стран мира о их государствах, школе и семье.

Общаясь со своими иностранными коллегами, М. Доронина узнала много интересного и необычного для нас в сфере образования других стран. Например, в Мали наполняемость классов составляет от 100 до 130 учеников. А в Таиланде в обеденный перерыв ученики и учителя читают молитвы. В Коста-Рике длинные «летние» каникулы начинаются в ноябре и заканчиваются в декабре.

О своем проекте браславчанка рассказала во время итогового семинара в Вашингтоне, где присутствовали 120 педагогов из 60 стран мира. Там же она презентовала Беларусь и нашу Браславщину с их потенциальными возможностями.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ТАКИЕ ПОХОЖИЕ

Два дня в неделю участники программы вели уроки в американских школах. Для ознакомления и сравнения М. Доронина выбрала для себя начальную и среднюю. По ее словам, американская система образования значительно отличается от нашей.

Классы там довольно большие: по 30 – 35 учеников, которые сидят за столами по 5 – 6 человек, поэтому им постоянно приходится работать в парах или группах. Если ученики не успели закончить работу на одном уроке, они продолжат ее на другом. Проверка и оценка знаний проводится учителем в конце темы в виде теста или письменного опроса. Все свои объяснения и пояснения учитель проецирует на интерактивную доску. Ученики используют ноутбуки на уроках только для поиска конкретной информации, а не для игр. Кстати, мобильными телефонами в школах пользоваться нельзя. В одном классе учатся дети разных категорий, в том числе с особенностями развития.

— Приятно удивило, — делится впечатлениями учитель, — увлечение американских шестиклассников не компьютерными играми на переменах, а чтением художественной литературы. И не потому, что обязал учитель, а по собственному желанию. Стеллажи с книгами есть в каждом классе.

Также бросается в глаза оформление школ и классов: на стенах, в холлах множество всяких тематических постеров, творческих проектов учеников и учителей.

Интересен и тот факт, что все школы в городе Рино одноэтажные — это очень удобно.

После недели наблюдений участники проекта приступили к своей педагогической деятельности. На первых уроках М. Доронина, используя видеопрезентации, рассказала американским школьникам о Беларуси, Браславщине и своей гимназии.

Им очень понравились наши национальные игры и песни, белорусские конфеты и драники. Дети были удивлены фактами, что всемирно известное приложение Viber и игра The World of Tanks созданы белорусскими программистами, а многие выдающиеся художники, ученые и актеры Голливуда имеют корни в Беларуси.

— Уроки проходили легко, — говорит собеседница, — в том числе благодаря неподдельному и живому интересу ребят к представителю новой культуры. А уж когда мы вместе играли в «картошку», «третий лишний», «пятнашки» и всей командой болели за наших участников на Дне спорта школы, стало понятно, что мои американские ученики ничем не отличаются от родных белорусских ребят.

НЕ ТОЛЬКО УЧЕБА

Помимо учебной деятельности участники проекта были вовлечены в культурную и общественную жизнь педагогов, школьников и их родителей. Посещали футбольные и баскетбольные матчи, преподавали английский язык эмигрантам, присутствовали на заседании комитета по образованию г. Рино, где обсуждались вопросы финансирования образовательных проектов.

Жили участники программы в комфортабельных номерах местного отеля и обязательно с коллегой с другого континента. Соседкой М. Дорониной была учительница английского языка из Таиланда, что дало возможность из первых уст узнать традиции и культуру этого народа. Еще одним обязательным элементом программы было посещение своих патронатных американских семей, где гости могли познакомиться с их бытом и ощутить гостеприимство.

Особое место заняли поездки по стране во время выходных и небольших школьных каникул. Живописные озера, Вирджиния-Сити, Лас-Вегас, Гранд-Каньон, СанФранциско, Вашингтон — все эти места произвели на браславчанку неизгладимое впечатление.

— Благодаря участию в этой программе, — резюмировала Майя Доронина, — мы получили замечательную возможность использовать передовые методы и формы системы международного образования в наших школах, что, безусловно, даст импульс новым идеям и проектам. Также и участники принесли в школы, университет и семьи США свою национальную культуру. ■

Елена ПЕТУШКО.