Нужны ли в школе смартфоны? Мы выслушали мнения педагога и ученика одной из браславских школ

Новости
В наше время мобильный телефон в дамской сумочке или же кармане пиджака стал тем привычным аксессуаром, который вытеснил в ряде случаев даже носовой платок. Дети также с малых лет втянуты в электронную паутину, в сетях которой не только польза, но и вред. На этом фоне Министерство образования в марте текущего года обязало администрации школ принять правила, ограничивающие использование средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними. Мы спросили у браславчан, что они думают об этом нововведении.

МОБИЛЬНИК ОТВЛЕКАЕТ ОТ ЗАНЯТИЙ

Тереза СТАНИСЛАВЧИК, заместитель директора по воспитательной работе СШ № 1:

— В некоторых странах, таких как США, Италия, Франция, Греция, Таиланд и ряде других, еще раньше, чем в нашей республике, в той или иной мере запрещены мобильные телефоны в стенах учебных заведений. Иметь при себе телефон можно, но нельзя его доставать из рюкзака, пользоваться им во время уроков, вести аудио-, видеозапись и фотосъемку. За нарушение этих правил ученикам грозят строгие дисциплинарные наказания.

Несмотря на то, что все мобильники проходят обязательную сертификацию, ученые разных стран до сих пор сомневаются в безопасности их использования и рекомендуют детям до 8 лет не пользоваться мобильной связью, а в возрасте 8-14 — только в исключительных случаях. По крайней мере, очевидно, что чрезмерная увлеченность гаджетами — это дополнительная статическая нагрузка и зрительное напряжение. Кроме того, возможности современных телефонов таковы, что они отвлекают детей от процесса обучения. Уже в младших классах ученики понимают, что под столом можно посчитать на калькуляторе, а школьники среднего звена запросто сумеют скачать в Интернете варианты, даже не поворачиваясь, передать друг другу результаты контрольных.

Психологи, к примеру, провели эксперимент с группой студентов, которые писали тест и выполняли ряд сложных интеллектуальных задач в разных условиях: телефон был далеко; находился в сумке; лежал на столе. В результате исследования оказалось, что хуже всего соображали те, у кого телефон лежал перед глазами. Объяснили психологи это тем, что, когда человек видит инструмент, при помощи которого возможно получить информацию, его мозг не задействует собственные познавательные способности.

Поэтому еще в прошлом году в нашей школе приняты Правила пользования мобильными телефонами в учреждении образования. С ними заранее были ознакомлены все учащиеся и их родители. Главное правило: во время учебных занятий мобильный телефон нужно выключить и положить в сумку. Пользоваться им в школе разрешено только для оперативной связи с родителями, близкими родственниками и в случаях оправданной необходимости. Чтобы каждый ученик помнил об уважении личной жизни ровесников и взрослых людей, правила также запрещают без разрешения осуществлять видеосъемку и аудиозапись. При грубом нарушении этих простых норм комиссия имеет право забрать у ребенка телефон и передать его родителям. Правда, за время действия в школе ограничений на использование мобильника до таких крайних мер еще не доходило. Лишь двух старшеклассников приглашали на совет профилактики за пользование телефоном во время уроков. А в целом выключенный мобильник в портфеле или рюкзаке — уже повседневное правило, и нет повода, чтобы отвлекаться.

ПОЛЬЗУЕМСЯ ПРАВИЛЬНО

Дарья ДОРОНДА, ученица 11 класса СШ № 1:

— На мой взгляд, в нашей школе нормы разработаны так, что учитывают интересы всех: и учеников, и педагогов. Мы не сдаем свои телефоны ни в какие ячейки. Каждый сам выбирает, оставить его на время занятий в своем шкафчике в гардеробе, носить выключенным в сумке или же вовсе не брать с собой в школу. Есть необходимость поговорить с родными — с разрешения учителя это можно сделать вне классного помещения в любое время, на переменах — также пожалуйста. Иногда мобильный Интернет мы используем и на уроке, но только как дополнительное учебное средство для коллективного обсуждения проблемы.

Правда, нужно признать, что далеко не все ученики применяют современное средство связи для учебной пользы. Кто-то из старшеклассников втихомолку зависает на уроках в соцсетях, а младшие больше развлекаются с телефоном, чем разговаривают. К примеру, на коридоре во время перемены можно было увидеть мелких школяров, которые слушали музыкальные композиции с нецензурными словами и даже, смеясь, подпевали. Сейчас благодаря тому, что и ученики, и родители прекрасно знают, что пользоваться мобильниками во время занятий и на переменах возможно только по определенным правилам, ситуация в нашей школе совсем иная. В каждом классе, конечно же, и теперь находятся «нарушители», которые могут под партой поиграться с телефоном, а некоторые старшеклассники — побравировать новеньким смартфоном и демонстративно включить его во время урока. Но, исходя из принятых в школе правил, учителю проще сейчас пресечь такие поступки.

Вместе с тем хочу заметить: многие мои сверстники, с которыми общаюсь в социальных сетях и лицом к лицу, не в восторге от того, что в некоторых школах нужно сдавать мобильники в специальные ящики для хранения. Разделяю их точку зрения, что это личная вещь, которую нельзя забирать хотя бы на какое-то время. У ребенка должна быть возможность в любой момент позвонить родителям и сказать, что ему плохо, больно, страшно… Если школа большая, возможны всякие ситуации. Как-то в соцсетях прочитала, что после уроков потерялся младшеклассник. Искали его целый час и нашли плачущим в другом конце школы. Если бы у малыша в тот момент под рукой был телефон, думаю, он избежал бы стрессовой для себя ситуации.

Неправильно сдавать телефоны в отдельные секции еще и потому, что в такой ситуации ученик полностью лишается возможности воспользоваться Интернетом, который тоже помогает учиться. К примеру, в учебных пособиях не всегда можно найти достаточно нужной информации и отдельных художественных произведений иногда нет в наличии в школьной библиотеке. В электронной же версии всё находится очень быстро. ■

Фото Казимира ПЕТУШКО.