Список литературы на лето. Читать или отдыхать?

Новости
Летних каникул, самых длинных и многообещающих, с нетерпением ждет каждый ребенок чуть ли не со второго сентября. Но когда наступает пора беззаботной беготни во дворе, походов в лес, плескания в озере, счастье школьника несколько омрачается списком литературы на лето. Не у всех современных детей как младшего, так и старшего школьного возраста складываются хорошие отношения с книгами русских и белорусских авторов, рекомендуемых для чтения летом.

Ольга АЛЁХНО, методист учебно-методического кабинета:

— Чтение хороших книг нельзя назвать тяжелой работой, наоборот, это очень интересный вид отдыха, развлечение, один из прекрасных способов проводить свободное время. Ведь во время чтения вы приобретаете не просто знания, а опыт великих людей, развиваете собственное мышление и чувства, постигаете красоту и величие языка.

Что касается списков на лето для внеклассного чтения, то составлены они для того, чтобы снизить нагрузку на школьников в будущем учебном году. Эти книги будут изучаться на уроках литературы в течение года. На каникулах больше свободного времени, а значит, есть возможность прочесть нужное произведение вдумчиво и неспешно.

Почему же дети часто игнорируют художественную литературу? Во-первых, любовь к чтению закладывается в раннем детстве. Но младшим школьникам стать библиоманами мешают технические сложности чтения. Пока сложишь буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложения, уже забудешь, о чем читал на предыдущей странице. Чтобы сформировать навык беглого чтения, необходим как минимум год ежедневных тренировок.

Главное, не перегнуть, как говорится, палку. Причина того, что дети постарше отказываются часок-другой провести с книгой, часто кроется в том, что родители в течение нескольких лет насильно заставляли читать. В результате у таких ребят слово «книга» ассоциируется с учебой и трудом, а не с удовольствием и развлечением. Безусловно, литературным героям непросто конкурировать с большим количеством каникулярных соблазнов, таких как прогулки в компании, компьютерные игры, фильмы, общение с друзьями и т. д., но если родители действуют тонко, то рано или поздно отношение ребенка к чтению обязательно изменится.

Если, к примеру, он противится чтению, не стоит ругать его или ставить в пример других детей. Лучше ежедневно проводить самим некоторое время с книгой в руках, тем самым ненавязчиво демонстрируя свою любовь к художественным творениям. Не нужно устанавливать для ребенка каких-либо «нормативов» — пять или десять страниц в день, лучше дать ему свободу выбора, типа: «Почитай мне чуть-чуть, сколько захочешь». Возможно, один раз он прочтет 2 страницы, а в другой — увлечется и не заметит сам, как осилит целую главу. Только нельзя забывать известное правило: ни дня без строчки. Ведь один из главных способов сделать чтение частью жизни ребенка — превратить его в привычку. Если ребенок привыкнет читать перед сном или пока мама готовит ужин, чтение перестанет восприниматься как помеха более интересным занятиям.

Не следует прекращать и семейные сеансы чтения вслух. Чем чаще вы читаете друг другу, тем больше положительных эмоций получает ребенок, а обсуждение прочитанного поможет ему самостоятельно воспринимать закономерности развития сюжета, построения литературного произведения.

Не стану утверждать, что эти рекомендации дадут быстрый результат. Но рано или поздно количество обязательно перейдет в качество и ребенок сможет осознавать, какой литературный жанр ему больше нравится, какие герои близки по духу, а какие вызывают неприязнь. Ведь только научившись соотносить прочитанное с собственным опытом, школьник начнет воспринимать чтение как важную часть своей жизни.


Максим БАБИНСКИЙ, старшеклассник гимназии:

— Лето на то и дано детям, чтобы они отдыхали. Как и взрослые, они имеют право в нашей стране на отдых. Но рабочие или служащие уходят в свой трудовой отпуск без всякой «домашки». В противном случае это является нарушением трудового законодательства. Чем же хуже в таком случае дети?! А список художественной литературы русских и белорусских классиков, что желательно прочесть, к примеру, в 11 классе, довольно внушительный — более 70 произведений.

Мои друзья по-разному относятся к таким рекомендательным спискам. В основном мало кто читает летом, но есть и те ребята, которые с удовольствием перелистывают страницу за страницей независимо от того, какое направление в будущей жизни их больше интересует — естественно-математическое или же филологическое.

Сам я в средних классах еще мог осилить от корки до корки две-три книги, но в старших — программное прочтение только в сокращенном варианте. У меня душа больше лежит к таким предметам, как математика, физика, информатика, химия. Не могу сказать, что даются они легко, наоборот, требуют большего усердия. Но это мне интересно, потому и участвую в олимпиадах, научно-практических конференциях. И будущую профессию, скорее всего, свяжу с информатикой: если получится, поступлю через год в БГУИиР.

Свое свободное время, в том числе и летом, также предпочитаю заполнять познавательными компьютерными программами, подготовкой к ЦТ, люблю углубиться в страницы энциклопедий различной направленности. Еще увлекаюсь оздоровительной физкультурой и, конечно же, с величайшим удовольствием общаюсь с друзьями — как непосредственно, так и в соцсетях.

А вот к чтению художественной литературы тяги нет. Прочел, к примеру, как-то летом «Мертвые души». Абсолютно ничем книга не захватила. Что же касается знаний, то благодаря наличию кратких изложений, так называемой критики и собственному логическому мышлению можно иметь довольно широкий кругозор и в области литературы (10-й класс Максим закончил только с отметками 9 и 10 — прим. автора).

Принуждать детей читать во время каникул художественную литературу, мне кажется, абсолютно не стоит, можно лишь что-то советовать. Пускай лучше каждый с детства занимается тем, что больше нравится. Может, именно это и пригодится в жизни.

Существует общепризнанное высказывание, что книга — это учебник жизни. На самом деле она настолько разнообразна, что описать все жизненные ситуации, а тем более прочесть о них одному человеку просто невозможно. В каждом конкретном случае всё равно нужно искать выход, опираясь на логику и опыт — свой, пускай и совсем еще небольшой, и близких тебе людей, которых ты любишь и которым безгранично доверяешь.

Фото Казимира ПЕТУШКО.