Древнее ремесло. Нашли браславчанина, который строит лодки

Отдых
Лодка — одно из самых старинных транспортных средств. Ученые полагают, что появилась она намного раньше колесного и салазочного транспорта. В давние времена гребные лодки применялись для перевозки грузов, рыбной ловли и других полезных дел. В настоящее время они используются в основном как спортивные и прогулочные суда, но преимущественно по-прежнему для рыбалки.

В Браславском районе, по информации госинспекции по маломерным судам, сейчас зарегистрировано более 2 880 плавательных средств граждан и 138 — юридических лиц. Из них 819 — это маломерные суда с моторами мощностью до 5 л. с., 126 — свыше 5 л. с. и более 1 900 гребных лодок.

Несмотря на обилие в торговой сети металлических, пластиковых, стекловолоконных, полимерных плавсредств, на браславских озерах всё же традиционно преобладают деревянные гребные суда, изготовленные народными умельцами.

«Сляпать», скажем, плоскодонку можно, конечно, и своими руками. Но чтобы уверенно, комфортно, а главное, безопасно чувствовать себя в любую погоду на широчайших просторах Дривят или Струсто, благоразумнее, безусловно, обратиться к опытным мастерам этого древнейшего ремесла.

Где сегодня в Браславе можно заказать удобную и надежную дощатую лодку? С этим вопросом я обратился к знакомым рыболовам-любителям, которые сами выходили или выходят на воду на таких плавсредствах. Общими усилиями удалось отыскать адреса пяти мастеров, которые знают толк в изготовлении народных гребных лодок. Но, к сожалению, лишь один из них уверенно ответил, что к открытию навигационного сезона сможет изготовить для меня деревянную лодку, что называется, под ключ. Остальные отказались сразу. И причина в этом, в общемто, одна: возраст. Самому старшему доку плотницкого дела уже 86 лет, другому — ровно на десяток меньше, третьему — 70. Еще один лодочных дел мастер хотя и моложе, но по состоянию здоровья уже не в силах таскать и выгибать доски. И хозяин по последнему известному мне адресу также отказался выполнить мой заказ по причине отсутствия свободного времени. Такая вот реальность сегодняшнего дня.

В беседке двора Ивана Адольфовича Калковского пытаюсь постичь у народного умельца азы изготовления лодки.

— Мне, корреспондент, проще ее сделать, чем всё тебе объяснить, — прищурив глаза, улыбается пожилой, но всё еще бодрый опытнейший профессионал. — В 1959 году после окончания ремесленнического училища пришел работать в промкомбинат. В столярном цеху выполнял производственные задания вместе с покойным уже мастером Милевским. В свободное время с его помощью и начал осваивать это далеко не простое дело.

Сначала, конечно, нужно научиться отбирать доски. Не всякие годятся, хотя могут быть и без сучков. Это приходит с опытом. Я обычно использовал сосновые: они не так трескаются, как еловые. Заготавливать их желательно зимой. До весны они должны сохнуть, а уже сухие нужно замачивать, лишь затем можно выгибать.

Из «пятерки» выпиливаются дуги: часть — циркуляркой, часть — топором. Как их сумеешь разложить, такой получится и устойчивость лодки.

Нос и корму можно делать из сосны, но лучше — из осины: она намного долговечнее. Для них нужны толстые чурки, чтобы отколоть необходимой толщины боковины, а попадет сердцевина — будут трескаться.

На весла годится елочка, причем не густослойная, так как она тяжелая. Легкость и прочность весла зависит и от характера вырезки: нужно к обаполу захватить чутьчуть сердцевины. Вот вкратце и всё, а итог работы — это многолетний опыт и практика. Были времена, что за сезон по 20 лодок делал, но всё в жизни когда-то проходит.

На мои сомнения насчет того, что старому поколению мастеров лодочного дела сегодня практически нет смены, Иван Адольфович смотрит оптимистически:

— Будет спрос — умельцы найдутся, мы ведь свой опыт в землю не закапывали. У кого был интерес — делились навыками, и пока еще живы, можем что-то подсказать. ■

Казимир ПЕТУШКО.

Фото автора.