На ценнике одна цена, в чеке — другая. Корреспондент Б/З стала свидетелем конфликта между покупательницей и продавцом

Актуальное Экономика и финансы

Фото носит иллюстративный характер.

Как часто вас обманывают? Кто-то с уверенностью скажет, что он очень проницательный и внимательный человек, его не так-то просто на чем-либо подловить, другой не обращает внимания, считая: обман на каждом шагу — от него не скроешься. Между тем неправда, возможно, не всегда предумышленная, действительно подстерегает нас в самых обычных местах, например, в магазине.

Недавно в одном из наших маркетов наблюдала такую ситуацию: женщина, внимательно проверив чек, вступила в спор с продавцом. Невольно став свидетелем, вникла в суть проблемы. Оказывается, причиной конфликта послужила разница фактической суммы в чеке с предполагаемой. Браславчанка пыталась заверить, что зефир в шоколаде она брала по «красной» цене, а не той, которая пробита в чеке, доказательством чему служил ценник на витрине, наклейка с красноречивыми цифрами на самом товаре, да и к тому же полное совпадение кодов на ценах. Поэтому женщина уверенно просила кассира продать зефир по заявленной цене и вернуть ей разницу. Для проверки правильности слов покупательницы продавец вместе с последней вышли в торговый зал, чтобы убедиться в соответствии цен. Всё оказалось так, как объясняла клиентка. Вернувшись на кассу, сотрудница магазина, однако, не спешила удовлетворить просьбу покупателя, мол, это товар нового завоза и продавцы просто еще не успели обновить цены. Но женщина настаивала на своей правоте, ссылаясь на закон. К разбирательствам подключились и другие сотрудники. Их доводы о множестве товара, трудностях работы и недостатке времени выглядели, скажем прямо, не очень убедительно. Некоторые и вовсе считали, что разводить сыр-бор из-за нескольких копеек не стоило: женщине просто захотелось поскандалить. В итоге кассир всё-таки вернула разницу клиентке с обидой и словами, что эти деньги теперь «повесят» на нее. Но почему в этой ситуации должен страдать покупатель, который приходит в магазин и целенаправленно изучает цены, ищет товар, подходящий именно его вкусу и карману? Пусть даже копейки, но с какой стати он должен дарить их магазину!? Только лишь потому, что персонал не справляется со своими прямыми обязанностями…

ЧТО ПО ЭТОМУ ПОВОДУ ГОВОРИТ ЗАКОН

К слову, покупательница не голословно ссылалась на закон. Согласно действующему законодательству непредоставление правдивой, соответствующей действительности информации о стоимости выставленного на продажу товара (несоответствие цен на ценнике и чеке) представляет собой грубое несоблюдение потребительских прав. В этом случае нарушаются нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст. 465, п. 1), Закона «О защите прав потребителей» (ст. 7, пп. 9, 16).


Продавцы должны знать, что в любом случае, независимо от причин несоответствия стоимости на ценнике цене продажи, ответственность за разницу «витринных» и «кассовых» цен несут они.


Поэтому заметили расхождения в цене — сразу обратитесь за разъяснениями причин к сотрудникам магазина.

Если же разница «витринной» и «кассовой» цены возникает при оплате, то вы вправе приобрести товар по предложенной цене и таким действием согласиться с нарушением своих прав потребителя. Также, обнаружив несоответствие цены товара, вы можете не совершать покупку или настоятельно попросить продавца продать товар по стоимости, указанной на ценнике (витринная цена), тем самым защитив свои права. Статьей 464 Гражданского кодекса предусмотрено, что выставленная стоимость товара, обозначенная ценником, является публичной офертой. Это влечет за собой обязанность продавца продавать товар именно по стоимости, указанной на витрине (ценнике).

Если магазин отказывается от мирного решения вопроса, то покупателю следует попросить «Книгу жалоб и предложений» и оставить запись о несоответствии стоимости на ценнике и при оплате на кассе. Статьей 16 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена гражданскоправовая ответственность, в том числе продавца, за ненадлежащую информацию о товаре. Кроме того, покупатель вправе, в соответствии со ст. 18 этого закона, потребовать компенсацию морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения продавцом его прав.

P. S. Спустя несколько дней в этом же магазине ситуация повторилась. Я выбирала набор стаканов. На нескольких коробках с одинаковой посудой и ценниках красовалась разная цена. Выбрав товар, естественно, с наименьшей стоимостью, спросила у продавца, какая цена всё же правильная. Сотрудница магазина указала на большую, сказав, что не успели изменить ценник. На мой вопрос «А как же закон?» продавец ничего не ответила, ушла, а вернулась уже с перебитой ценой на коробке и новым ценником. ■

Вера БУЛАНОВА.