Стоит ли стимулировать ребенка рублем к хорошей учебе? Мнения разделились

Новости
Древнегреческим словом stimulus когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. В современном понимании стимулировать — значит побуждать человека к чему-либо. Так уж он устроен, что без постоянных напоминаний и понуканий, собственных или внешних усилий трудится недостаточно активно. Стимулы, которые обычно применяют педагоги, опираются на деликатные «подталкивания» учеников к выполнению заданий. Но сейчас достаточно много родителей, которые целенаправленно платят ребенку за хорошие оценки.

ЗАРАБОТАЛ — ПОЛУЧИ

Олеся ПОТАПОВА, браславчанка:

— За рубежом практика выдавать детям какие-то суммы как бы в обмен за высокую оценку или, условно говоря, вымытую посуду давно и хорошо распространена во многих семьях. Я также убеждена, что платить своим детям за хорошие отметки стоит. В этом есть смысл, поскольку ребенок с раннего возраста должен понимать, что деньги не падают с неба, не берутся с потолка и не появляются чудесным образом в родительском портмоне. Чтобы они оказались в наличии, необходимо потрудиться и приложить немало усилий.

Наш старший сын Матвей, который учится в шестом классе, с раннего детства имеет представление о деньгах и знает, что они достаются благодаря напряженным усилиям. Чем больше сил, знаний, умений и навыков ты вкладываешь в свою работу, тем выше результат, а значит, и вознаграждение.

Учеба — тот же невероятный труд, с той лишь разницей, что свои бонусы он должен принести уже во взрослой жизни. Чтобы быть успешным, к ней нужно готовиться заранее.

При среднем бале 7,3 наш Матвей закончил первую четверть с двумя шестерками. Это нас с мужем насторожило и огорчило. В итоге сомнений и размышлений мы решили запустить в ход своеобразную финансовую систему стимулирования учебной деятельности.

Если сын по итогам учебной недели не получает ни одной шестерки, мы оплачиваем его труд суммой в 5 рублей (она для каждой семьи может быть совершенно разной). Получил одну шестерку, но оперативно в течение этой же недели закрыл ее более высокой отметкой — получи 2,5 руб. А уж если итог учебной работы за данный период завершился свыше одной шестерки, то извини, сын, остаешься без карманных денег. И все в нашей семье прекрасно понимают, что в этом, так сказать, акте нет никаких обид.

И эта система подействовала: вторую четверть Матвей закончил без шестерок, а средний балл уже составил 7,8.

Хочу также дополнить, что дом, в котором мы живем, довольно большой. Я не считаю зазорным тот факт, что даю сыну небольшую сумму за оказываемую помощь по ежедневному уходу за семейным жилищем. Мне кажется, что такой подход к воспитанию взрослого восприятия жизни вполне оправдан, ведь наш малолетний сын уже сегодня готовится к тому, что на летних каникулах пойдет выполнять посильные для его возраста работы на отцовской пилораме.

ЧЕМ ЭТО ГРОЗИТ

Светлана ШЕНДО, психолог:

— Многие полагают, что финансовый бонус за отличную оценку — прекрасная мотивация для хорошей успеваемости. Дескать, если платить за десятки, то ребенок и учиться будет на «отлично». Но такая стратегия грозит тем, что у него изначально разовьется неверное восприятие своей детской роли и того, что собой представляет взрослая жизнь, как происходит оплата труда.

Во-первых, сын или дочь могут неверно истолковать посыл и решить, что результат — вот что главное, и неважно, какими средствами он был достигнут. То есть ребенок понимает, что за 10 баллов он получит денежный бонус. И всеми силами стремится получить 10. Но усилия могут быть направлены в неверное русло, и вместо старательного изучения предмета ученик просто будет стараться хитрить, списывать и всякими другими нечестными способами получать хорошие отметки. Это грозит развитием в нем личности, готовой идти по головам и, невзирая на способы и средства, получать нужный результат. Во-вторых, ваш ребенок будет считать, что в любом контексте и случае хорошие результаты награждаются денежно. В таком разе представьте его разочарование, если уже на работе за свои хорошие результаты он не получит премии или высокой зарплаты.

В-третьих, у ребенка может сложиться еще одно неверное представление о том, как «работает» взрослая жизнь. Получая плату за оценки, он начнет думать, что усилия стоят денег (что, по сути, так и есть во взрослом мире). Но и стараться по такому принципу есть смысл лишь тогда, когда за труд гарантирован денежный бонус. Это как раз и неверно в корне. Ведь часто некий труд выполняется без получения за него платы — в качестве помощи и поддержки. А учеба является инвестицией в будущее, в то, чем и кем дитя станет в перспективе. К тому же учение само по себе является весьма интересным процессом, не говоря уже о том, что учатся дети ради знаний, а не денег. Родители должны дать понять, что полученные знания и будут платой за труды. А уж сами эти знания ребенок и сможет затем применить на практике и хорошо продать их. Потому что никому иному, как профессионалам с хорошими знаниями, платят достойные деньги.

В целом каждый родитель сам для себя решает, по какому принципу воспитывать своего ребенка и в каком русле давать ему финансовое воспитание. Главное — своим примером давать понять, в чем смысл денег в нашей жизни, какую роль они играют, насколько ценны, как их зарабатывать и тратить. ■

Подготовил Казимир ПЕТУШКО.