«А ты попробуй шагни в огонь, если дома жена и дочь». Офицер МЧС о своей профессии

Безопасность Главное
Тридцать два — много это или мало? Трудно сказать применительно к разным вещам. Но если речь идет о выездах на серьезные пожары за пять лет, то становится понятно, что число более чем серьезное. Именно такое количество за последнюю пятилетку значится в личной статистике боевого офицера, начальника караула Ивана Угоренко, и это при том, что, как говорит сам спасатель, 2016 год пошел в зачет «сухим».

Такое, однако, редкость, когда в году не случается «зачетных» происшествий. Обычно будни спасателя напоминают захватывающий фильм с той лишь разницей, что всё происходит в реальности. Но примерно о такой профессии и мечтал И. Угоренко уже после окончания энергетического техникума и службы в армии.

В 1995 году во время активной военизации в молодой республике и зарождения МЧС как системы он становится командиром отделения отдельного поста военизированной пожарной службы в Ахремовцах. Не забыть Ивану своего боевого крещения. Первый вызов совпал с Днем медика. Им, молодым бойцам, только выдали форму, на посту еще нет качественной связи. Как раз в эти июньские дни на браславскую турбазу прибыла смена отдыхающих детей — порядка 30 человек. Их заселили в дощатые домики, где по каким-то хозяйственным причинам еще хранились матрасы. Уже вечером руководители группы, как принято на отдыхе, развели костер, пели песни под гитару. Погода стояла сухая, вероятнее всего, «предательская» искра от костра залетела под шиферную крышу и породила пожар, а домики-то деревянные. Тогда, вспоминает И. Угоренко, оперативно сработали старшие группы, которые сами организованно стали выводить детей. Но никто не предвидел одного: некоторые ребята стали забегать обратно в свое временное жилье — за вещами. Пришлось потрудиться, чтобы спасти самое дорогое — человеческую жизнь. Действовали слаженно, однако не обошлось без трагических последствий: трое детей погибли, еще один ребенок умер позже в ожоговом центре. Что и говорить, гибель людей больше всего приводит в уныние спасателей, смысл работы которых — успеть, помочь, спасти.

С такой мыслью Иван работает уже более 20 лет. В памяти офицера не один десяток происшествий, а на счету — спасенные жизни из пожаров, ДТП и иных ЧС. К слову, его послужной список состоит из разных должностей в сельских и городском подразделениях — командир отделения, инспектор госпожнадзора, начальник караула, заместитель начальника отдела РОЧС. Настоящим же делом для себя определил всё-таки работу на передовой. Наверное, характер такой — не кабинетный. С годами пришло умение быстро и грамотно ориентироваться в чрезвычайной обстановке и не прятаться за спины других. Так действовал и при спасении бабушки из горящего дома, за которое был награжден в минувшем году.

…Соседи сказали, что пожилая женщина точно в доме, и спасатель вошел в густой дым. Ничего не было видно, через пару секунд он заметил ноги, подойдя ближе, — пожилую женщину в ночной сорочке. Она стояла как вкопанная, оперевшись руками о стол, и даже не делала никаких попыток к спасению: оказалось, была слепая…

Один в поле не воин. И сегодня начальник караула уверен в своих бойцах: не подведут. Отмечает в профессии спасателя особую значимость диспетчерской работы, а также наличие, как говорится, крепкого тыла в виде жены и детей. Понять не может одного — некой сегодняшней черствости людей, которые вместо помощи начинают фотографировать и снимать на видео чужое горе. Конечно, помогать небезопасно, но именно тогда и осознаешь всю важность спасательского ремесла. Мне же после поведанных реальных историй боевого офицера МЧС вспомнились говорящие строчки из песни «а ты попробуй шагни в огонь, если дома жена и дочь»… ■