В 2019 году торговая сеть Браславского района будет расширяться за счет ввода крупных сетевых магазинов

Экономика и финансы
Согласно предварительным итогам 2018 года розничный товарооборот в Браславском районе превысил 100 млн рублей, показав темп роста к предыдущему аналогичному периоду в 109 %. Цифра превысила и задание, и среднеобластной показатель. Тем временем в общественном питании у нас «минус»: предварительная цифра темпа роста товарооборота за год колеблется у отметки 75 %.

Сложившаяся ситуация не может не вызывать обеспокоенности со стороны властей, ведь за цифрами экономических сводок стоит обслуживание и уровень жизни браславчан. Учитывая значимость вопроса, его рассмотрение вынесли на плановое заседание районного исполнительного комитета.

По словам начальника отдела экономики райисполкома Ирины Лукши, сегодня торговую сеть Браславщины формирует 121 магазин торговой площадью 9,8 тыс. кв. м, один торговый центр и один универсальный рынок. В специализированный реестр внесено 10 интернет-магазинов, осуществляющих деятельность на территории района.

В Браславском районе работают торговые объекты таких крупных ритейлеров, как «Евроторг», «Доброном», «Белита-Витэкс», «ЗападХимСервис», «Пинскдрев Витебск», «ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ «МИНСК КРИСТАЛЛ ТРЭЙД» и другие. Жителей сельской местности обслуживают 40 магазинов, из которых 20 принадлежат потребительской кооперации. Автолавки охватывают 24 маршрута через 266 населенных пунктов.

Основной формат торговых точек — магазины шаговой доступности площадью до 300 кв. м. Их доля составляет 84 %.

Среди основных субъектов хозяйствования, формирующих показатель розничного товарооборота, — ООО «Евроторг» (17,6 %), ЧТУП «Виталич-Торг» (8,2 %), ИООО «Татбелнефтепродукт» (8,0 %). Потребкооперация, бывшая некогда главным игроком на рынке района, сегодня представлена у нас Миорской и Поставской организациями и формирует лишь 7 % регионального товарооборота (в области около 10 %).

Общему увеличению розничного товарооборота способствовало открытие 9 новых торговых объектов, реализующих преимущественно продовольственную группу товаров (магазины «Ганна», «Копеечка», «Кристалл»). По 2 магазина на селе открыли «Виталич» и «Евроторг». Прирастает парк автолавок.

На этом фоне статистика показывает рост продаж продовольственной группы товаров при параллельном падении непродовольственной. Тенденция закономерна: в районе практически не открываются торговые точки, предлагающие промышленные товары, а те, что были, и вовсе закрываются (взять хотя бы универмаг райпо).

В общественном питании ситуация не лучше. Товарооборот отрасли за год упал на четверть, а по линии райпо — и вовсе на 65 %.

По состоянию на 1 января 2019 года на Браславщине насчитывается 29 общедоступных объектов общепита на 1 207 посадочных мест (в том числе в Браславе — 16, в Видзах — 2, в сельской местности — 11). Действуют и 33 столовые.

Быстрыми темпами снижается и доля потребкооперации в общей цифре по району.

Такая ситуация оптимизма не вызывает, особенно в районе, позиционирующем себя как туристический. Необходимы срочные меры. Власти в этом плане активно работают с частниками, профильное законодательство также существенно либерализировано. Тем не менее контроль за соблюдением основных требований к отрасли со стороны заинтересованных служб будет продолжен. Кроме того, решение райисполкома предписывает сохранение целевого назначения объектов проходящего процедуру банкротства Браславского райпо в случае их реализации.

По прогнозам экономистов, в текущем году торговая сеть района будет расширяться за счет ввода крупных сетевых магазинов, одной автозаправочной станции, двух аптек и мини-магазинов. Планируется и увеличение числа объектов общественного питания в Браславе: в городе должны появиться частное кафе и кофейня (по двадцать посадочных мест). ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ.