Велосипедист против автолюбителя: о мобильности, комфорте и финансовых затратах

Актуальное В свободное время
Фразу из романа И. Ильфа и Е. Петрова «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» слышал, пожалуй, каждый. Многие и сами часто ее произносят. Действительно, количество машин на дорогах неуклонно растет, а это значит, что автомобиль стал обычной частью нашей жизни, как, например, телефон. Но наряду с этим растет и популярность велосипедов. Однако есть люди, для которых первый или же другой вид транспорта является не просто средством передвижения, а чем-то гораздо большим, как и у собеседников «Браславской звезды».

ВЕЛОСИПЕД — ЭТО ЗДÓРОВО И ЗДОРÓВО

Андрей ЛЕВША, начальник отдела строительства национального парка:

— Как и все мальчишки, в детстве гонял на велосипеде, даже какой-то китайский «горник» был. Но притягивала больше техника посерьезнее. Разбираться в ней нравилось и получалось. К примеру, еще в школьные годы 2 раза перебирал родительского «Москвича». Собирался даже поступать на машиностроительный факультет, но сложилось иначе.

После окончания Полоцкого университета и службы в армии вернулся в родной город, работал в ЖКХ инженером-строителем. От дома до «Браслав-коммунальника» — 8 минут хода. Стал подыскивать мотоцикл. Но как-то раз увидел у коллеги по работе простенький горный велосипед. Проехал на нем — и давно забытые ощущения детства прямо-таки волной нахлынули.

С этого и начались поиски велосипеда как средства передвижения по городу. Где-то в апреле 2014 года долларов за 500 в эквиваленте купил велосипед. Сначала начальник подшучивал, а затем даже начал приводить в пример, что до коммунальных объектов доезжаю на велосипеде быстрее, чем другие на машине.

Той же весной на туристическом слете ближе пообщался с любителем велосипеда Генрихом Демидко, а после знакомства с Юрием Шакелем велосипед стал для меня не просто средством передвижения. Юрий отвез нас на ежегодный международный любительский веломарафон «Суседзі», организуемый велосипедистами г. Гродно при поддержке Гродненского райисполкома. Он проводится в окрестностях Августовского канала, и в нем принимают участие свыше 600 человек в возрасте от 5 до 80 лет. В том же 2014 году побывали еще на двух соревнованиях в Минской области, а «Суседзяў» с той поры не пропустили ни разу. Генрих в этом году даже в Москву на любительские соревнования ездил.

По городу можно успешно ездить и на недорогих великах, а вот на соревнованиях они не выдерживают. Пришлось серьезно вложиться, чтобы более-менее усовершенствовать свой горный велосипед. Причем по частям реконструировалось всё. За 4 года это 3 рамы, 3 пары колес, 3 вилки. В итоге велик «сбросил» вес с 15 до 10 кг.

Прошлой зимой купил другой, более технологичный велосипед. Он верный друг как на соревнованиях и тренировках (за 3 часа по 80 км проезжаем по пересеченной местности), так и в повседневной жизни. На нем я делаю пробег больше, чем на машине, которая тоже есть. Но она используется лишь в семейных целях — отвезти, к примеру, жену с ребенком в поликлинику, деревню, Минск или Витебск. Как купил автомобиль в 2010 году, так до сих пор ни разу и не поменял.

У велосипеда много преимуществ. И заправлять не нужно, и обслуживание проще. И доехать порой можно быстрее, чем на машине. В Минске, к примеру, двигаюсь по велодорожке быстрее, чем маршрутный трамвай или троллейбус. А при сидячем образе жизни это и заряд здоровья. Мы когда проходим медкомиссию, врачи иногда пугаются, что у нас пульс низкий. Приходится объяснять, что натренированы на велосипеде. Многие считают, что ездить на велосипеде стыдно, не престижно. А зря так считают. К сожалению, на велосипедах больше ездят те, у кого денег достаточно, а не те, у кого ветер в карманах.

БЫСТРО, КОМФОРТНО, НАДЕЖНО

Евгений ПЕТРОВИЧ, начальник группы территориальной обороны райвоенкомата:

— Любовь к автомобилям пришла не сразу. У родителей была машина, но к ней у меня не было никакого интереса. На втором курсе университета сугубо за компанию с друзьями прошел курсы и получил водительские права. Когда же работал учителем информатики в первой городской школе, скорее вынужденная необходимость, чем желание, навела на мысль о собственном автомобиле: в свободное время хотелось чаще навещать родителей, которые живут в сельской местности.

Денег, конечно же, было в обрез, и дядя предложил приобрести подержанную «Мазду», которая после ремонта в несобранном виде пылилась в гараже его знакомого. Целый месяц после работы занимался ее сборкой. Своего опыта, как говорится, ноль без палочки. Спасибо дяде, водителю-профессионалу, который безотказно помогал и подсказывал, да и хозяин машины, имея оборудование, перекрасил ее. Когда впервые приехал на «обновке» к родителям, удивил. И самому приятно было смотреть, так сказать, на первые плоды труда своего.

С тех пор техника меня и захватила. Стал досконально изучать машину, что-то усовершенствовать, доводить до ума. Но вскоре возникло желание иметь машину помощнее. Снова купил «Мазду» с пробегом, но у нее было почти в два раза больше лошадиных сил. Кроме капремонта двигателя, полной перекраски, видоизменил в ней капот, установил спойлер, спортивные сиденья и руль, заменил выхлоп (специально из Англии привезли), переклеил белый на черный потолок.

Автомобили разных марок и класса имеют и разную функцию. Когда в нашей семье родился ребенок, понадобилось больше места и комфорта, поэтому «Мазду» поменял на BMW, с дальнейшим пополнением в семье — купил минивэн, практичный, удобный и просторный для всей семьи. Но на нем не только возил жену с маленькими детьми, скажем, к родственникам. Минивэн также не обошелся без усовершенствования. Мог за выходные дни чуть ли не весь разобрать, чтобы что-то тюнинговать.

Подросли детишки — отпала необходимость перевозить коляски, а вместе с этим и надобность в минивэне. Душа захотела праздника. Помню, в субботу продал авто, а уже во вторник целенаправленно поехал в Гомель за BMW: и недели не смог обойтись без машины. В общем, с 2012 года у меня это уже пятый автомобиль, и в каждый из них внес что-то свое. На станции техобслуживания практически не бываю, если только нужно проверить развал и схождение колес, практически всё делаю самостоятельно. Общаюсь с любителямиавтомобилистами в Интернете, и сегодня со мной уже советуются, как что-либо лучше сделать. Считаю, заблуждаются те, кто говорит, что лучшая машина — это новая машина. Всё зависит от личностного восприятия удобства, комфорта, статуса.

К велосипедистам отношусь нейтрально. Горный велосипед у меня тоже есть, но он не прельщает так, как автомобиль, а больше пылится, хотя спортом занимаюсь в тренажерном зале. Машина же не простаивает никогда. На службу ежедневно еду, и выходные стараемся с семьей не просиживать дома: навещаем родителей, бабушек, прабабушек, родственников, которые живут в разных городах. В этом году и жена права получила, хотя сначала даже пришлось уговаривать ее пойти на курсы. Теперь она довольна, что может в любое время поехать с детьми к родным, когда я уезжаю в командировку. В общем, автомобиль — это скорость, удобство, комфорт и мобильность.

Фото Казимира ПЕТУШКО.

Идеальный вариант, по мнению редакции