Школьная форма: «ЗА» и «ПРОТИВ»? Мы выслушали все аргументы сторон

Новости
В Беларуси не существует обязательной формы школьной одежды. Введение делового стиля для школьников имеет рекомендательный характер, о чем прописано в соответствующем письме Министерства образования. В частности, в нем указано, что ученическая форма должна быть комфортной и многофункциональной, чтобы в течение учебного года ребята не чувствовали себя скованными. Возможно ли сегодня, как в советское время, одеть всех учеников в одинаковую одежду?
УЧЕНИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА — ЛИЦО ШКОЛЫ
Тамара СТОММО, директор СШ № 1:

— О деловом стиле одежды для учеников и о школьной форме много разговоров. Причем спорят все: педагоги, родители, сами учащиеся. Как женщина и как педагог я сторонник делового стиля в одежде — строгого, выдержанного, гигиеничного. Он не допускает вольностей и не отвлекает учеников от основного занятия — изучения школьной программы. Деловая одежда дисциплинирует и настраивает на рабочий лад. В ней класс выглядит более интеллектуально и собранно. В школу ведь дети ходят за знаниями, это их каждодневная работа, умственная и физическая.

Если человек аккуратно одет, к нему будет и соответствующее отношение окружающих. Это придает уверенности, повышает самооценку. Разве могут прививать деловой этикет, необходимый во взрослой жизни, вообще культуру поведения «порванные» джинсы, разношерстные свитера, выцветшие футболки? Для развития вкуса необходимо прикладывать гораздо больше усилий, чем просто разрешать ребенку надевать то, что ему вздумается.

Не стоит забывать и об обуви. Это, конечно же, не кроссовки, кеды, шлепанцы, туфли на высоком каблуке. Она должна быть строгих классических моделей. А для любимых джинсов есть и внешкольное время, выходные, каникулы.

В идеале, конечно, было бы здорово каждому школьному учреждению иметь единообразную форму одежды для своих учащихся: для младших — одну, для среднего звена — другую, для старшеклассников — третью. Помимо всего прочего, это еще и стимул для поэтапного личностного роста.

Единая школьная форма создает определенный психологический настрой. В ней дети ощущают себя более организованными, развивается чувство единения, коллективизма и патриотизма. В школьном коллективе возникает меньше разногласий на почве внешнего вида. Дети учатся оценивать друг друга по личностным качествам, но никак не по материальному положению семьи.

Почему у старшего поколения есть ностальгия по школьной форме? Потому что это устоявшийся элемент детства. Значит, он совсем не случаен.

Учреждение образования не может диктовать родителям, какую конкретно покупать одежду детям. Но с их согласия совет школы вправе принять решение о введении единообразной формы. Прежде всего в таком деле сдерживают финансовые соображения. Ребенок успевает несколько раз за неделю испачкать одежду. Купить ее на смену в обычном варианте дешевле, чем несколько форменных комплектов. Тем более что она пригодна не только в школе. Следовательно, до каждого ребенка мы не дойдем. Поэтому начинать такую затею — это заведомо идти на провал.

ОДИНАКОВО — ЭТО СКУЧНО И НАДОЕДЛИВО
Варвара БЕЛУСЬ, ученица 11 класса СШ № 1:

— На мой взгляд, большинство учеников нашей школы придерживаются требований, предъявляемых педагогами к школьной одежде. Мальчики носят строгие брюки, пиджаки, рубашки, галстуки или бабочки, девчата — свободные брюки или некороткие юбки, неяркие блузки, туфли на устойчивом каблуке. Но в душе мне и многим моим знакомым это не нравится. Хочется свободного стиля, чтобы было удобно и нигде ничего не мешало.

Видимо, главный недостаток делового стиля — именно неудобство. К примеру, гораздо свободнее ощущаешь себя, решая у доски задачи, в джинсах и майке, чем в белой блузке, которую всё время надо стараться не испачкать. Строгий фасон настраивает чувствовать себя не столько дисциплинированно, сколько скованно.

Каждому человеку хочется както выделиться, подчеркнуть свою индивидуальность, в том числе и одеждой. Мне нравятся джинсы, черные обтягивающие брюки, кофты, майки, что-нибудь необычное, яркое, а не просто черно-белое, которое заглушает твои эмоции. А единый стандарт школьной формы, одинакового фасона и цвета, — это вообще совсем скучно и надоедливо. К тому же у каждого мальчика и каждой девочки свой тип фигуры. На ком-то школьная форма строго ограниченного стиля будет сидеть идеально, а кого-то испортит, вызывая насмешки одноклассников. Стандартный покрой одежды не подходит для девочек с нестандартной фигурой.

Бытующий довод о том, что единообразная форма уравнивает всех учащихся, вызывает сомнения. Некоторые дети всё равно проявят свою исключительность дорогими рюкзаками, канцтоварами, мобильными телефонами и т. д.

Говорят, что с введением обязательной одинаковой формы повышается статус школы. А разве в обычной одежде ей нельзя гордиться?! Дети из разных школ и так нередко задираются и всячески недолюбливают друг друга, а тут и по одежде сразу видна принадлежность к разным учебным заведениям. ■

Фото Казимира ПЕТУШКО.