Как местные власти решают проблему с аварийными деревьями на кладбищах

Строительство. ЖКХ. Благоустройство
В зоне ответственности сельисполкомов, а значит, и их председателей довольно большой спектр направлений. Если обобщить, можно сказать, что в него попадает практически всё, что расположено на территории сельсовета. Де факто оно так и есть, однако де юре имеют место некоторые трудности.

Так случилось с гражданскими кладбищами. Еще несколько лет назад они четко подпадали под юрисдикцию сельских исполкомов, органы местной власти имели прямое финансирование на это направление, отвечали за данные объекты, благоустраивали их.

Подходы изменились в 2014-м, когда все гражданские захоронения в районе передали на баланс ЖКХ. И не то чтобы с этого момента стало хуже — стало сложнее. По сути, одна организация теперь следит за порядком на более чем 200 кладбищах по всему району, распыляя силы и средства и зачастую просто физически не имея возможности успеть везде. Особенно остро встал вопрос с удалением аварийных деревьев, которые при неудачном стечении обстоятельств могли стать причиной серьезных неприятностей. Появились объективные недоделки, а вслед за ними и жалобы.

И местные власти вновь задумались над разрешением сложившейся ситуации, ведь за ней — нечто большее, чем просто проблема. Элегантный, но действенный механизм применяют в Друевском сельсовете. По словам его председателя Анны Багеши, выход здесь нашли во взаимодействии с людьми и использовании средств самообложения — денег, которые граждане добровольно перечисляют на счет сельисполкома и которые расходуются в основном на благоустройство.

При этом нельзя сказать, что власть решает проблему, ровно и как то, что это заслуга населения. Сила, как говорится, в единстве. А совместными усилиями можно и горы свернуть — доказано практикой. На деле это выглядит примерно так: местные жители обращаются в сельсовет с просьбой удалить опасное дерево, власть изучает ситуацию, прорабатывает варианты, ищет исполнителей и заключает с ними договор на предстоящие работы. Последние выезжают на место, оценивают фронт работ и выставляют счет. Так как финансирование в местном бюджете на данные цели не предусмотрено, оплатить расходы предлагается заказчику, то есть гражданам. Человек или группа, если дерево угрожает нескольким захоронениям, перечисляют деньги на статью по самообложению — и дело, считай, сделано.

По такому принципу на друйской земле в этом году уже убрали 5 аварийных деревьев, израсходовав на эти цели более 800 рублей. «Люди к такой инициативе относятся с пониманием, — говорит Анна Багеша. — А иногда и с нескрываемой радостью, ведь решить проблему можно буквально по телефону, даже когда в процессе необходимо участие спецтехники вроде автовышки. Более того, древесину люди с удовольствием забирают на дрова, параллельно решая задачу ее уборки с территории кладбища».

В итоге довольно сложная, но тем не менее насущная и распространенная проблема решается в кратчайшие сроки. И всё это благодаря своеобразной кооперации, партнерству власти и местных жителей: первая берет на себе управленческие и организационные функции, вторые обеспечивают финансирование. И что важно, в стороне не остается никто: общая беда — общие усилия по ее преодолению. ■

Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ.