Братские могилы — молчаливые свидетели. Рассказ внучки солдата, погибшего на Браславщине

Новости
Свои жизни за освобождение нашей страны от немецко-фашистских захватчиков отдали миллионы людей. Многочисленные братские могилы — молчаливые свидетели тех событий. «Браславская звезда» связалась с внучкой погибшего в июле 1944 года на Браславщине Ивана Десятникова Юлией Сарычевой, проживающей сейчас в Ярославле, и попросила рассказать историю их семьи:

— До войны семья дедушки жила в Киеве. Моя мама родилась в сентябре 1937 года, и к началу войны ей не было и 4 лет, поэтому своего отца Ивана Владимировича Десятникова она не помнит. Мутно вспоминает только теплушки, в которых они уезжали в эвакуацию. Во время бомбежки загорелся один из вагонов, и состав выгорел почти полностью. В этом пожаре сгорело то немногое, что семья взяла с собой, включая документы и фотографии. По этой причине ни одного снимка деда у нас не сохранилось…

В эвакуацию уехала вся семья. Вся, кроме дедушки, вступившего добровольцем в Красную Армию в самые первые дни войны. До отъезда из Киева семья не успела получить от него ни одной весточки, поэтому не знала его полевой почты, не могла разыскать его и считала пропавшим без вести. Правильнее сказать, вся семья была уверена, что он погиб там же, под Киевом…

Я помню из своего детства, как мама, вздыхая, говорила, что нет места, куда она могла бы съездить, поклониться своему отцу. Как искать его, с чего начать, мы не понимали. Тогда все архивы времен Великой Отечественной войны были закрытыми. Нужно было писать в разные инстанции, годами ждать ответы. Когда в 2008 году Министерство обороны России начало оцифровывать свои архивы и выкладывать их в Интернет, у меня затеплилась надежда найти хоть какие-то данные о судьбе моего деда. И вот однажды на сайте «Мемориал» я вбила в строку поиска его имя и увидела, что в базе есть информация о таком бойце! Конечно, я нашла его в списке безвозвратных потерь…

Оказалось, что он был командиром роты и погиб 10 июля 1944 года в операции «Багратион» недалеко от деревни Жвирбли Браславского района Витебской области. Тогда-то я и начала интересоваться этим регионом Беларуси, чтобы понять, как найти непосредственно место захоронения.

Для этого с просьбой о помощи обратилась к жителям Браслава. Я очень благодарна каждому ответившему и давшему совет! Больше других мне помогла информация Михаила Лабецкого, бабушка и дедушка которого жили в деревне Жвирбли. Именно он подсказал мне, что бойцы, которые были похоронены возле этой деревни, позднее были перезахоронены в деревне Зарачье в братскую могилу.

Вот собственно и весь рассказ. Маме в прошлом году исполнилось 80 лет. К сожалению, она по состоянию здоровья уже не выдержит поездку в Беларусь. Но я обязательно приеду в Зарачье со своей дочерью, чтобы сделать то, что не успела сделать она.

Это обычная история той страшной войны, когда люди теряли друг друга, теряли документы, но не теряли память. И, на мой взгляд, не может быть лучшей иллюстрации к ней, чем фото выбитого на могильной плите имени моего деда. Больше у моей семьи ничего не осталось…

Спасибо всем, кто помогал мне, и всем, кто просто чтит нашу общую Победу в той страшной войне. Счастья Вам и мира Вашему дому! ■

Фото Елены НАБЕЕВОЙ.