ОНЛАЙН-ШОПИНГ: покупаем безопасно

Деньги

Задуманный некогда всего лишь как средство связи, Интернет сегодня — поистине неотъемлемая часть нашей жизни. В сети проводят досуг, общаются, работают, совершают финансовые операции и, конечно же, делают покупки.

Масштабы интернет-торговли впечатляют. По прогнозам аналитических агентств, к концу 2018 года общий объем продаж интернет-магазинов по всему миру достигнет отметки в 2 триллиона долларов США. Эта цифра ежегодно увеличивается на 5-7 %, а в отдельных регионах — и вовсе на 15-20 %. Крупнейший виртуальный рынок сформирован в Китае (около $900 млрд), на втором мес- те Соединенные Штаты (чуть более 400 млрд). В Европе главный центр интернет-торговли — Великобритания.

Белорусы тоже, что называется, в теме. По данным компании «Яндекс. Деньги», жители нашей страны в 2017 году потратили на покупки в Интернете в 2,3 раза больше денег, чем годом ранее, увеличив общий объем рынка в 1,8 раза. Сильнее всего спрос вырос на детские товары, косметику и парфюмерию, товары для спорта и туризма — в 7,8, 7 и 6,2 раза соответственно. Чуть ниже темпы роста количества заказов запчастей и аксессуаров для авто, продуктов питания, книг, сувениров и товаров для хобби. Наименьший рост демонстрирует одежда, обувь и бытовая техника. Количество белорусов, заказывающих товары в сети, также выросло — в 1,7 раза.

Словом, интенсивное развитие сферы налицо. И всё же проблемы есть. Одной из основных, которые, по мнению аналитиков, способны ограничить рост рынка в будущем, является проблема безопасности и конфиденциальности. Внимания требует соблюдение прав потребителей на свободу выбора товара и получение полной и достоверной информации о нем, а также о продавцах, изготовителях и поставщиках.

В 2018 году темой Всемирного дня потребителя выбрана именно интернет-торговля товарами и услугами. И звучит она как «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».

И ведь действительно, на фоне преимуществ онлайн-шопинга — экономия времени и финансов, возможность делать заказы круглосуточно — этот вид торговли выглядит более чем привлекательно, а риски, связанные с ним, отходят на второй план. Но не исчезают. Несовпадение размеров, цветов и фасонов — сплошь и рядом. Доставка в срок и по адресу — далеко не всегда. Плюс недобросовестность продавцов. Однако все трудности решаемы внимательностью и глубокой проработкой вопроса. Отсюда вывод: с онлайн-покупками не следует спешить и совершать их спонтанно. Хорошенько всё обдумайте, пообщайтесь с продавцом, изучите отзывы и только потом оформляйте сделку.

Средний возраст онлайн-покупателя в мире — 25 лет. На одного белорусского пользователя интернет-магазинов приходится в среднем 5 покупок в год. В 2017 году средний чек онлайн-покупки в нашей стране составил 167 белорусских рублей, что на 40 % больше, чем годом ранее. Среди товарных групп самый большой средний чек — в нише компьютеров, телевизоров и мультимедийных устройств. Наименьшая средняя сумма покупки — в нише цветов и подарков.

Перспективы же у рынка электронной коммерции большие. Эксперты прогнозируют только его рост, причем даже в странах Запада, не говоря уже о Восточной Европе и развивающихся странах Азии. И мы с вами целиком и полностью находимся в русле общих тенденций. А чтобы покупка понравившегося товара одним кликом не стала впоследствии причиной для огорчения, следует всего лишь проявить толику внимательности.

■ Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ.

Кто продавец?

В приличном интернет-магазине найти информацию несложно. Обратите внимание на то, как давно работает ваш продавец. Если он зарегистрирован лишь пару месяцев назад и отзывов нет — это тревожный знак.

Изучайте ассортимент

Если сайт располагает всего парой-тройкой десятков позиций и все они разные — от маек до садовой мебели, то это может означать, что продавец готовится закрыть лавочку и ликвидирует остатки. В этом случае ваша покупка, вероятно, окажется выгодной по цене, но есть риск, что товар вы не получите и спросить будет не с кого. С другой стороны, небольшое количество позиций одного типа может означать, что вы имеете дело с маленькой фабрикой. И это совсем неплохо: хозяин в таком случае, как правило, заинтересован и компетентен. Смотрите отзывы — их должно быть много. Обращайте внимание на даты: комментарии со сроком давности более полугода практически бесполезны. Посмотрите, отвечает ли продавец на отзывы и как он это делает (насколько вежлив, не игнорирует ли отрицательные отклики и конкретен ли в ответах на них).

Читайте отзывы…

Причем не только при выборе продавца, но и при выборе конкретного товара. К тому же отрицательные оценки могут оказаться даже более полезными. Именно в них вы найдете множество конкретных деталей: качество товара, несоответствие заявленному размеру и прочее. На многих сайтах есть возможность затеять переписку с продавцом и задать ему любые вопросы еще до осуществления покупки. Знать для этого иностранный язык необязательно — на помощь придет встроенный автопереводчик. Главное — писать простыми короткими фразами и четко формулировать вопрос. Если продавец вам не отвечает, это повод насторожиться.

…и описание товара

Именно здесь вы найдете множество конкретных деталей. Запросто можно выяснить, что обозначенный модный «винный» цвет платья на самом деле грязно-коричневый. А прекрасный купальник, сфотографированный на девушке с фигурой модели, на самом деле бесформенная тряпочка. Особенно сложно бывает с обувью. Один из очень популярных интернет-магазинов славен тем, что обувь на нем надо заказывать на размер больше.Если вам нужен, скажем, 38-й (в таблице он 8-й), то заказывать следует 9-й. Хотя и это не железное правило — на некоторых сайтах размеры отсутствуют в принципе. Выход только один: внимательно читать отзывы.

Если появились проблемы

Если вам прислали не то, что хотелось, или вовсе не прислали, ситуация небезнадежна. Вы можете написать продавцу, потребовать возврата денег, и чаще всего это требование бывает удовлетворено.

Хороших вам покупок! ■