Браславчане уже не раз попадались на удочку хитрых предпринимателей

Главное Новости Человек и закон

Система распространения всякого вида услуг, граничащая с обманом, к сожалению, не нова и хорошо отлажена. Браславчане уже не раз попадались на удочку ловких предпринимателей, которые предлагают «золотые» кастрюли, сковороды, косметику, постельные принадлежности. В этом же году многие столкнулись с новой напастью — техническим осмотром окон и установкой фильтров воды.

-e1465403203360Излишнюю навязчивость сервиса ощутила на себе. Вечером в моей квартире раздался телефонный звонок. «Здравствуйте, — сказал приветливый женский голос в трубке и далее продиктовал мой точный адрес, что меня сразу же насторожило, — скажите, пожалуйста, у вас в квартире установлены пластиковые окна? — услышав подтверждение, голос продолжил: — Вам повезло, наша фирма проводит технический осмотр окон ПВХ, опытные специалисты без труда выедут к вам и обследуют окна, тем более в вашем доме уже работают». Не дожидаясь продолжения, сказала, что у меня всё в порядке с окнами, поблагодарила милую девушку и прервала разговор.

Несколько дней спустя тот же голос в трубке снова настоятельно рекомендовал пройти техосмотр моих окон. С укором, что «вы мне уже звонили», но всё-таки вежливо отказалась от услуг.

Однако на этом общение не прекратилось. Прошла неделя-вторая — и начальная фраза на другом конце провода «здравствуйте, ваш адрес такой-то» стала уже напрягать. Пожаловавшись на такую навязчивость, я спросила, откуда у некой фирмы мой номер телефона и адрес с указанием улицы и квартиры, законна ли вообще такая деятельность и когда звонки прекратятся, ведь я дала ясный ответ еще в первый раз. Девушка стала оправдываться, мол, списки — из «Белтелекома» и деятельность оконщиков вполне законна и документально подтверждена. Сказав еще несколько пугающих ответственностью фраз, я положила трубку. На этом звонки прекратились. Однако настойчивость оконщиков, по словам соседей и коллег, всё же увенчалась успехом. В моем же доме соседу провели осмотр, а после предложили якобы необходимую регулировку фурнитуры, мол, без этого комфортно жить он не сможет. Действительно, может, окна и необходимо переводить на зимний режим и мужчина был доволен проведенной процедурой, но вот цена за пару минут работы его возмутила.

Конструкция окна ПВХ

Такая же схема по осени отрабатывалась и с установкой чудо-фильтров для очистки воды. Якобы крайне необходимый для жизни прибор и его установка предлагались за огромные суммы. Жертвами этого сервиса чаще всего становились пожилые граждане, которые по своей воле соглашались на услуги. Но, чуя в таком бизнесе долю обмана, люди забили тревогу и стали обращаться в милицию. Ведь нечестно так поступать!

Ситуацию прокомментировал начальник отдела охраны правопорядка и профилактики РОВД Александр Смирнов:

— Да, действительно, осенью к нам обращались граждане с жалобами о навязывании дорогостоящих услуг по проверке и обслуживанию окон и водопровода. Деятельность такого сервиса на контроле. В ходе проверки мы установили, что работают фирмы легально, договоры, если таковые были, люди подписывали сами. С юридической точки зрения всё грамотно составлено. В силу недостатка информации и невозможности ее проверить клиентами таких фирм чаще становились пожилые граждане. Мой совет: перед тем, как соглашаться на проведение каких-либо услуг, всё тщательно проверьте, внимательно читайте договор, а лучше вообще обратитесь в государственную организацию. Ведь даже под видом реальных фирм могут скрываться мошенники.

Удалось найти и комментарий по теме заместителя председателя Белорусского общества защиты потребителей Тамары Бельской:

— Явление, о котором идет речь, стало, к сожалению, массовым. Предприимчивые бизнесмены пользуются одними и теми же методами: вводят потребителя в заблуждение, предоставляют неверную информацию о товаре или услуге. Их специалисты могут представляться работниками государственных структур. Общаются со стариками, которые зачастую договоры подписывают не читая. Чтобы ограничить или запретить их деятельность, Министерство антимонопольного регулирования и торговли вразумительных действий пока не предприняло. Поэтому самый эффективный способ борьбы — не пускать в квартиру подозрительных специалистов. При необходимости — проверять документы. Есть, к слову, в Гражданском кодексе 687-я статья, позволяющая расторгнуть договор бытового подряда без оплаты и возмещения убытков в случаях неполноты или недостоверности предоставленной подрядчиком информации.

А вот на мой вопрос, адресованный «Белтелекому», откуда же всё-таки у этих фирм при отсутствии справочника списочные номера телефонов браславчан с точным адресом, мне ответили: из справочной службы.

Выход из сложившейся ситуации один — доверяй, но проверяй. Чтобы не попасться на удочку ушлых «бизнесменов», посоветуйтесь с родственниками, друзьями, узнайте реальные цены на ту или иную услугу и лишний раз подумайте, так ли жизненно необходимы вам в данный момент регулировка окон или чудо-фильтр. Будьте бдительны, потому как в Витебске уже работают навязчивые электрики…

Вера БУЛАНОВА.