СКВЕР АФГАНЦЕВ: МЕСТО ОТДЫХА ИЛИ МЕМОРИАЛ?

Калейдоскоп

Памятный знак воинам-интернационалистам по улице Садовой нашего города и прилегающая к нему территория довольно популярны у браславчан. Здесь нередко встретишь беседующих друг с другом бабушек, мам с детьми, компании молодежи. А проведенные в последние годы работы по благоустройству этого места сделали его еще более привлекательным.1

Пруд, аккуратная зелень, лавочки, дорожки и кованые фонарные столбы делают свое дело в создании необходимого для места отдыха антуража — получился этакий мини-парк. Однако есть в этой идиллии одно «но». Речь идет о самом памятном знаке, а точнее — его предназначении.

«Славным сыновьям Браславщины, участникам военных действий в Афганистане и других локальных войн», — гласит надпись на мраморной табличке под установленной на пьедестале БМД-1. Примечательно, что выражений вроде «в память», «павшим» или «жертвам» нет. Однако выгравированные рядом стихотворные строки несут куда более серьезный и глубокий смысл. Здесь и рождается дилемма. Памятный знак? Да. Памятник? Возможно. Захоронение? Нет. А ведь от того, чем на самом деле является сооружение, зависит очень многое. И тема эта весьма остра, так как затрагивает аспекты духовности, человечности, а возможно, и чьей-то личной трагедии.

Чтобы попытаться разобраться в ситуации, мы обратились за комментариями к людям, наиболее тесно связанным с данным вопросом. Вот их мнения.

■ Нина ПУЧИНСКАЯ, председатель Браславского районного Совета депутатов:

— Мне кажется, что это место следует рассматривать и как мемориал, и как зону отдыха. Здесь велико значение военно-патриотической составляющей: ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше и им на смену приходят ветераны-афганцы, на плечи которых и ложится миссия по воспитанию подрастающего поколения. Эти люди — живой пример верности долгу. И памятный знак в их честь говорит о глубоком уважении со стороны и браславчан, и органов власти. К тому же установка памятного знака запустила процесс преображения прилегающей территории. Многое было сделано по личной инициативе председателя райисполкома. Сегодня насладиться чистотой, красотой и уютом этого места может каждый. Одним словом, получилось два в одном: и комфортно, и патриотично.

■ Леонид МИКШТА, председатель РОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане»:

— Так называемый сквер афганцев — это дополнительное место отдыха для горожан. А боевая машина — вообще особый для Браслава объект. Где еще поблизости можно увидеть подобную технику? Поэтому абсолютно нормально, что она привлекает внимание, особенно детей. И в том, что малыши лазят по ней, лично я ничего страшного не вижу — это же не могила, в конце концов. Наоборот, это аспект военно-патриотического воспитания, ведь эти пацаны — будущие солдаты. А сам памятный знак лишний раз напоминает нам всем о том, какая это большая беда — война.

■ Тамара СТОММО, директор СШ № 1 им. А. М. Жданова:

— Скорее всего, в дальнейшем это место будет развиваться как парковый комплекс, то есть, по большому счету, как место отдыха. Да, мы сами создали условия, чтобы вблизи памятного знака всегда было многолюдно. Дорожки, скамейки привлекают людей — им здесь удобно. Но когда дети лазят по памятнику, иногда даже рядом с зажженными свечами — это не есть хорошо, ведь некоторые приходят сюда почтить память близких. Кроме этого, такие игры еще и небезопасны.

■ Юлия ЧАГАРИНА, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Браславского райисполкома:

— Памятный знак воинам-интернационалистам, а именно так числится этот объект в наших перечнях, не является захоронением. Он посвящен браславчанам — участникам боевых действий в Афганистане и служит скорее напоминанием об их подвиге, чем местом скорби. А саму боевую машину десанта можно расценивать как музейный экспонат. Мы ведь свободно ходим в музей — так и здесь. Другой вопрос, что и в таком случае нужно помнить о рамках этики и пристойного поведения.

■ Протоиерей Михаил, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, благочинный Браславского округа:

— К сожалению, я еще недостаточно хорошо знаком с вашим городом. Однако считаю, что если памятный знак совмещен с зоной отдыха, то ничего плохого в этом нет. Лишь бы не было осквернения и бескультурья. Но детям лазить по памятнику всё же не следует — это нехорошо. Как бы там ни было, но жизнь в сквере афганцев, как мы часто называем это место, кипит. Скамейки не пустуют, по брусчатке снуют люди. К памятному знаку время от времени несут цветы, несколько раз в год даже возлагают венки — такова традиция. В то же время на броне боевой машины нередко можно увидеть мальчишек, да и не только, с интересом изучающих устройство и особенности военной техники. Четкого ответа на вопрос, можно ли так делать, пожалуй, нет. Здесь каждый сам для себя принимает решение и устанавливает рамки дозволенного, руководствуясь собственными принципами морали и воспитания.

■ Вячеслав КОЛОДЫНСКИЙ.

Фото Веры БУЛАНОВОЙ.