Рабочий день работников районного архива

Калейдоскоп

22Накануне профессионального праздника корреспондент газеты побывала в Брас- лавском районном архиве.

Рабочий день у работников этого учреждения начинается, как и у большинства жителей района, в 8 утра. И, приступая к выполнению своих обязанностей, директор Анна Крумплевская и главный архивист Галина Медюхо уже знают практически по минутам, чем будут заниматься.

— Главная наша задача — упорядочение и хранение документов, методическое руководство организацией архивного дела и делопроизводства на территории района. Объем работы большой, ведь хранятся документы по 100 ликвидированным организациям, — говорит А. Крумплевская.

— Сегодня у нас по плану несколько заданий: Галина Викторовна будет продолжать заниматься описью документов Ахремовской школы и разработкой инструкции по делопроизводству для школы № 1. Мне же необходимо подготовить справку по запросу управления по труду о заработной плате работника уже ликвидированного КУП «Браславрайсельхозлес», а также предстоит работа с документами в архивохранилище.

Параллельно я интересуюсь у Галины Медюхо ее планами на предстоящий рабочий день. Обращаю внимание на обилие папок на столе у специалиста, на каждой свое название.

— Раз в пять лет по каждой организации необходимо делать опись документов. Это, наверное, самый сложный и ответственный момент в работе, ведь каждый документ имеет большое значение. Какие-то из них отправляются на списание или уничтожение из-за истечения срока хранения, некоторые дополняются новыми данными, остальные продолжают храниться. Сейчас я уже заканчиваю работу по Ахремовской школе. Готова историко-архивная справка, акт на списание документов и сама опись документов. На всё это уходит до пяти рабочих дней и даже больше. На днях документы отправятся в учреждение «Зональный госархив в г. Глубокое», где их будет изучать экспертно-методическая комиссия. Рассматривают всё очень внимательно, вплоть до каждой за- пятой и точки.

После этого составляется протокол и происходит утверждение предоставленного. Сегодня мне также необходимо подготовить и отдать инструкцию по делопроизводству, которую мы разрабатывали для школы № 1. Это один из главных документов для правильного ведения дело- производства учреждения. Тем временем Анна Францевна находит нужную информацию для справки и предлагает мне пройти в архивохранилище. Помещение достаточно большое — около 100 кв. м, и на стеллажах здесь хранится более 17 000 документов. Самый старый датируется 1948 годом. Всё рассортировано по папкам, связкам, и каждая имеет ярлык с поисковыми данными. Анна Францевна уверенно ориентируется в лабиринтах стеллажей и быстро находит необходимые папки.

— Иногда справку можно сделать и за два часа, но порой для ее составления может понадобиться несколько дней. Особенно если старые документы или цифры плохо видны, — говорит женщина и для примера показывает архивные документы 50-х годов. — Конечно, со временем «бумажных свидетелей» приходится реанимировать, для этого занимаемся ремонтом. После небольшой экскурсии по хранилищу возвращаемся в кабинет, где уже ждет посетитель. Женщина пришла с просьбой найти некоторые документы.

— Мы выдаем справки, связанные с трудовой деятельностью, занимаемся хранением и описью документов организаций, разрабатываем инструкции по делопроизводству. Но люди часто путаются и просят поискать свидетельства о рождении или еще какие-нибудь документы, — обращает внимание на эту особенность работы А. Крумплевская.

Одним словом, архивное дело — совершенно нескучная работа, ведь каждый документ — мини-история, изучать которую интересно, а сохранять — важно и ответственно.

■ Елена НАБЕЕВА.

Фото автора.