Секреты Браславских МОСТОВ

Калейдоскоп

IMG_1414Мосты относятся к одним из древнейших видов инженерных конструкций. В общем виде ими называют любые сооружения, обеспечивающие проезд или проход через какое-либо препятствие. Чаще всего мосты ассоциируются с преодолением водных преград.

Браславщину по праву называют краем голубых озер. Их здесь насчитывается около 300 — 10 % площади района. Озера соединены небольшими реками, ручьями, канавами и протоками — длина сети достигает 300 километров. Поэтому не удивительно, что на территории района много мостов. Только официально находящихся на балансе дорожных организаций, предприятия мелиоративных систем их 62. И эта цифра не окончательная, потому что невозможно даже подсчитать количество малых инженерных сооружений, к примеру, таких как «Горбатый мост», «Чертова кладка», соединяющих берега речушек, протоков и каналов, возведенных и поддерживаемых в рабочем состоянии, так сказать, толокой.

Больше всего мостов, средних, малых и даже один большой (его длина свыше 100 погонных метров), которые соединяют через водные преграды дороги местного значения, обслуживает ДРСУ-142 — 36 железобетонных, 2 металлических и 1 деревянный суммарной длиной в 830 погонных метров.

Ежегодно главный инженер ДРСУ-142 Виктор Желубовский вместе с мастерами дорожного IMG_8010управления обследуют эти сооружения для пересечения водных преград и определяются с видами текущих работ — очисткой от наледи, покраской, заделкой сколов и трещин. В случае необходимости готовится проектно-сметная документация на проведение капитально- го ремонта.

Например, в Друе в 2002 году была произведена реконструкция моста через реку Друйка: деревянный настил заменили на железобетонный. В этом населенном пункте находится и местная «мостовая знаменитость» — самый большой и самый старый металлический мост 1931 года постройки. А вот самый молодой — деревянный. Совершенно новое мостовое сооружение возвела в 2014 году специализированная бригада Витебскоблдорстроя на подъезде к деревне Ковшеники Далёковского сельсовета.

Постоянный уход за 8 средними и малыми мостами, соединяющими через водную гладь края дорог республиканского значения, осуществляет ДЭУ-34. Главный инженер эксплуатационного управления Анатолий Литвинко раз в 3 месяца проводит их обследование, а раз в полгода — и комиссионное с обязательным участием представителей Витебскоблдорстроя, областной автоинспекции и гостехнадзора. По результатам обследования также принимаются управленческие решения по видам необходимых работ. Так, в прошлом году подрядчики «Спецмостстроя» провели капитальный ремонт моста перед Подрукшей — заменили гидроизоляцию и тротуарные блоки, отштукатурили балки, установили перильное и барьерное ограждение. А в 2017 году в ДЭУ-34 планируют собственными силами провести текущий ремонт моста через р. Друйка на миорском направлении.

На балансе ПМС находится 15 мостов. В отличие от вышеназванных они имеют больше внутрихозяйственное значение, обеспечивающее проезд сельскохозяйственной технике. Но это никоим образом не умаляет важность их предназначения.

В заключение можно сказать, что не всегда достаточно средств, чтобы содержать все мосты в идеальном виде. Тем не менее, как отмечали специалисты дорожных организаций, по причине ненадлежащего технического состояния этих инженерных конструкций за десятилетия их эксплуатации не произошло ни одного чрезвычайного происшествия. И это обстоятельство, безусловно, не может не радовать. ■

Казимир ПЕТУШКО.

Фото автора.